Найти в Дзене

Как работает бизнес по франшизе

Оглавление

Что такое франшиза

Франшиза – это когда вы покупаете готовую бизнес-модель, право использовать логотип и фирменный стиль, обучающие пособия, инструкции и другие полезные материалы. По франшизе, например, можно открыть пиццерию, кофейню, магазин, барбершоп. Выбор огромен!

Как устроен бизнес по франшизе

При покупке бизнеса по франшизе вы получите что-то вроде инструкции. В документе будут указаны требования к помещению, стандарты найма сотрудников, правила коммуникации с клиентами и другие тонкости. Такие ограничения могут раздражать, но соблюдать стандарты необходимо. Благодаря этому покупатели воспринимают вашу точку как часть сети, это заранее формирует их ожидания и положительные эмоции.

Допустим, вы решили открыть по франшизе кофейню. Вам нужно будет найти помещение и сделать ремонт. Всё это согласовывается с франчайзером – владельцем франшизы. Затем нужно будет самостоятельно получить все необходимые документы от администрации города. Потом нанять персонал. К процессу найма и самим кандидатам у владельца бизнеса тоже могут быть особые требования. После устройства на работу персонал нужно обучить: самостоятельно или на тренингах в главной компании. Например, у кофейни Jeffreys есть своя академия для обучения персонала.

При франшизе вы получаете бренд, рекламу, готовые макеты, рецепты, поставщиков – на всё это пришлось бы тратить деньги и время, если бы вы открывали собственный бизнес с нуля.

Сколько стоит франшиза

Плата за франшизу состоит из вступительного взноса и роялти. Вступительный взнос называется паушальным, он платится один раз. В зависимости от компании сумма роялти может составлять несколько тысяч или несколько десятков миллионов.

Роялти – это процент от дохода, который покупатель платит франчайзеру. Роялти платится раз в месяц или в квартал в зависимости от требований главной компании. Размер роялти обычно составляет от 1% до 5%.

Бывают франшизы без вступительного взноса или без роялти. Отмена выплат или уменьшение их суммы выгодно компаниям, которые стремятся как можно скорее расширить свою сеть. Но имейте в виду, что в попытке сэкономить вы можете столкнуться с организацией, которая не будет вас консультировать и поддерживать, а это крайне важно для успеха бизнеса.

А теперь давайте посмотрим конкретные примеры: какой бизнес можно открыть по франшизе, и сколько это стоит.

MODI, магазин необычных товаров

Вступительный взнос от 250 000 до 1 950 000 ₽, роялти нет.

Додо Пицца, сеть пиццерий

Вступительный взнос: 350 000 ₽ + НДС, роялти 3,5% + НДС в первый год, потом 5%. Маркетинговый сбор на на федеральную рекламу: 3%.

Мосигра, сеть магазинов настольных игр

Вступительный взнос: 600 000 ₽, роялти 5% от оборота.

-2

Преимущества франшизы

  • Огромный выбор бизнеса: от ремонтной мастерской до известной пиццерии. Вы можете ничего в нём не смыслить, но быстро влиться – удобно для новичков.
  • Сильный маркетинг: вам не придётся тратить большие деньги на рекламу. Вам даже не нужно делать свой сайт – адрес заведения будет указан на сайте компании.
  • Работающая идея. Вы покупаете бизнес, который уже достиг успеха. Франчайзер и другие владельцы франшизы поделятся с вами опытом и помогут набить как можно меньше шишек.
  • Обучение. Владелец франшизы обучит вас ведению бизнеса, это как пройти экстерном бизнес-школу, только на практике. Вы получите огромный объём знаний и опыт за короткое время.
  • Нет проблем с поставщиками. Работа с ними уже налажена.

Недостатки

  • Это не совсем ваш бизнес. Не вы его придумали, поэтому нет ощущения своего на 100%. Но если вы по-настоящему любите своё дело, это не будет так сильно вас смущать.
  • Жёсткие требования. В случае бизнеса по франшизе вы не будете хозяином самому себе. Нужно соблюдать требования главной компании, а они порой непросты.
  • Нет гарантии успеха. Впрочем, как и в любом бизнесе.