(1993, США)
Это кино можно сравнить со стаканом холодной воды, выпитой... в промозглый дождливый день. То есть если бы вы его не выпили, тоже вряд ли ощутили бы дискомфорт, но раз уж выпили, ладно, пускай - лишние 250 миллилитров жидкости вам не повредят. Так же и с "Некуда бежать". Посмотрели вы его или нет, разницы никакой. Оригинальность его сюжета стремится к нулю, и если вы не фанат Ван Дамма, эта история утечёт из вашей памяти столь же быстро, как та вода из мочевого пузыря.
Но если вы всё-таки были в те годы фанатом Ван Дамма, то эту конкретную подставу от него уж точно не забыли. "Некуда бежать" - первая по-настоящему серьезная попытка Жана-Клода вырваться за рамки своих привычных "кикбоксерских" образов. И - первый капитальный облом его тогдашних поклонников. Мыслимое ли дело: за весь фильм они не увидели ни одной знаменитой "маваши" и "вертушки", не говоря об акробатических прыжках и поперечном шпагате! Какое там - все драки в "Некуда бежать" можно пересчитать по пальцам одной руки! Причем лишь финальный махач растянулся на пятиминутку, тогда как остальные начались и закончились ещё быстрее, чем вы успеете выговорить имя и фамилию Жана-Клода семь раз подряд.
Начало этой истории, правда, обещает нам нечто в духе вышедшего в тот же год, знаменитого "Беглеца" Эндрю Дэвиса. Только не с интеллигентным доктором в качестве беглого зека, а с более спортивным и драчливым мужиком. Автобус, на котором перевозят заключенного Сэма (Ван Дамм), попадает в аварию, подстроенную братом Сэма, и все его пассажиры задают стрекача. Но во время бегства охранник успевает насмерть подстрелить брата, после чего Сэм уже один драпает в какое-то захолустье, где планирует затихариться, покамест его ищут-свищут. Однако прикинуться ветошью и не отсвечивать не получается. Неподалеку от озера, у которого затаился беглец, есть ферма. А ею заправляет настолько сексапильная вдовушка Клайди (Розанна Аркетт), что Сэм волей-неволей стал тайком наведываться к ней в дом, когда она принимает душ... Затем чтобы она не слышала, как он ворует у нее с кухни пожитки, а вовсе не за тем, о чем вы, небось, подумали. Хотя, в общем-то, одно другому и не мешало.
Но всё тайное однажды становится явным, а для Сэма эта явь настала совсем уж скоро. Вскорости он выяснил, что на фермершу наезжает один толстый капиталист, скупающий местные земли для каких-то своих нужд. А Клайди уперлась, словно бараниха, и отказывалась брать деньги, которые жирдяй тряс у нее перед носом. За что он ее крепко невзлюбил и однажды прислал-таки к ней своих головорезов. И вовсе не затем чтобы они помогли ей окучивать картошку и пылесосить ковры.
Но по закону мелодрамы, едва лишь подонки собрались сделать Клайди больно, как тут же из кустов выпрыгнул Сэм и сделал им ещё больнее. А потом, опять же по закону жанра, между двухдетной вдовушкой и беглым зеком разыгралась Настоящая Большая Любовь. От которой, правда, им приходилось часто отвлекаться, ведь у толстого капиталиста было в запасе ещё много головорезов. И он не успокоился, пока Сэм не отправил их всех на больничный, а их жирдяя-босса - в клешни сурового американского правосудия.
Что стало в итоге с самим Сэмом, этого я уже не скажу - надо ведь оставить вам в сей простенькой истории хоть какую-то интригу. По крайней мере тем из вас, кто её до сих пор не видел, но вдруг отважится-таки посмотреть. Хотя, конечно, подобное маловероятно. И четверть века назад "Некуда бежать" удручало своей махровой вторичностью, а нынче оно подавно выглядит насмешкой над зрительскими разумом и чувствами.
***
В общем, что могу сказать: если вы хотите увидеть кино, чей сюжет ставит перед собой цель поиграть на ваших мелодраматических чувствах и сэкономить на всём остальном, от интриги до драйва - тогда "Некуда бежать", это ваш идеальный выбор. Но если вам всё же хочется от фильма чего-то особенного, тут уж, извините. Больше здешнему Ван Дамму предложить вам нечего. и все его фирменные выкрутасы вам придется искать в других его фильмах.
P.S. Любопытная деталь: сына фермерши Клайди играет 11-летний Киран Калкин - брат того самого Макалея Калкина (комедийная франшиза "Один дома"). Правда, в отличие от звездного братца, Киран в детском возрасте заметных талантов не демонстрирует, и лишь фамилия в титрах говорит о том, представителем чьей актерской семьи он является.