Найти тему
Записки истории

🌟Снаряд ударил в бронестекло

В одну из июньских ночей 1943 года летчики группы Александра Горголюка из 30-го гвардейского истребительного авиационного полка, поеживаясь от ночной прохлады, сидели в кабинах своих «ястребков», готовые к взлету. Медленно тянулись минуты. Но вот, наконец, две зеленые ракеты рассекли над аэродромом рассветное небо. Дружно и мощно загудели словно бы отдохнувшие за ночь двигатели, воздушные потоки от винтов прижали к земле траву и мелкий кустарник. Вскоре самолеты один за другим стали выруливать на взлетную полосу.

Истребитель Р-39 «Аэрокобра». К середине марта 1943 г. 30-й Гв.ИАП перевооружился на американские истребители «Аэрокобра», на которых приступил к боевой работе 24 марта. «Аэрокобры» различных модификаций находились на вооружении полка до окончания боевых действий в мае 1945 г. За это время по всем причинам было потеряно 59 самолётов.
Истребитель Р-39 «Аэрокобра». К середине марта 1943 г. 30-й Гв.ИАП перевооружился на американские истребители «Аэрокобра», на которых приступил к боевой работе 24 марта. «Аэрокобры» различных модификаций находились на вооружении полка до окончания боевых действий в мае 1945 г. За это время по всем причинам было потеряно 59 самолётов.

Первой поднялась в воздух пара Горголюка, второй — лейтенанта Кольцова. Вслед за ними стартовали и другие группы. А Александр Горголюк уже получил по радио приказ: идти на перехват вражеских бомбардировщиков. Даны курс, высота. Вскоре наши летчики увидели большую колонну «юнкерсов», которые в сопровождении истребителей шли в направлении на Курск. Горголюк заметил, что основные силы прикрытия располагались сзади колонны, и, оценив обстановку, решил атаковать головную группу сзади снизу. Заняв удобную для удара позицию, ведущий с набором высоты пошел на сближение с противником. Ведомые четко повторили маневр.

Но в этот момент произошло неожиданное: несколько самолетов противника начали пикировать, подставив фюзеляжи под огонь наших истребителей. Вот уже видны открытые бомболюки, бомбы на внешних подвесках. Горголюк, не мешкая, открыл огонь по флагману первой девятки «юнкерсов». Его ведомый Иван Мамонов и остальные летчики группы атаковали другие бомбардировщики.

Почти тут же в бой вступили и остальные самолеты полка. Оправившиеся от шока, вызванного неожиданной атакой, вражеские истребители пытались связать наших боем, не допустить их к бомбардировщикам. Но это не удалось, советские летчики настойчиво прорывались сквозь истребительный заслон и плотный огонь бортового оружия бомбардировщиков. А тем временем со всех ближайших аэродромов поднимались в воздух новые группы наших истребителей. Воздушный бой охватывал все большее пространство.

В первой атаке Горголюк и Мамонов сбили два бомбардировщика противника. Однако до победы было еще далеко, противник только дрогнул, но продолжал полет к цели. Впрочем, его боевой порядок расстроился, нарушилась огневая связь между самолетами. Этим не преминули воспользоваться наши воздушные бойцы. Заметив, что левое звено первой девятки сильно растянулось, Горголюк при выходе из атаки боевым разворотом влево с ходу полоснул огневой трассой отставшего «юнкерса». Тот задымил и рухнул вниз. Набрав еще метров триста, Александр перевел самолет в пикирование, на большой скорости догнал еще одну вражескую машину и добил ее короткой очередью. Это была его пятнадцатая победа с начала войны.

Александр Иванович Горголюк
Александр Иванович Горголюк

Чтобы не столкнуться с разваливавшимся на куски бомбардировщиком, Горголюк резко взял ручку управления на себя и в этот момент почувствовал сильный толчок — вражеский снаряд ударил в бронестекло кабины истребителя, которое разлетелось на тысячи мельчайших осколков. В глазах летчика померк свет. Он почувствовал, что повис на привязных ремнях, и понял: машина в перевернутом положении. Горголюк собрал все свои силы и покинул самолет.

Когда Александр приземлился, подоспевшие бойцы помогли ему освободиться от лямок парашюта, уложили в кузов автомашины и отвезли в ближайший медсанбат. Лицо летчика было залито кровью, он ничего не видел. Врачи сделали перевязку и первым же самолетом отправили его в Москву.

Оказавшись на госпитальной койке, Александр часто вспоминал прожитые годы, солнечную Одессу, трудные дни учебы в летной школе, неутомимого инструктора Юрия Антипова... С ним вместе он открыл свой боевой счет в начале войны. Первая победа! Тогда после короткого боя бомбардировщик противника чадящим факелом устремился к земле. За этой победой вскоре пришли вторая, третья... Крепли крылья воздушного бойца, закалялся его характер. Потом полк перебазировался в район Курска, где назревали грозные события. И вот— то роковое июньское утро.

Персонал госпиталя окружил летчика заботой и вниманием. Рядом была и друг юности — Галя Зайцева, ставшая впоследствии его женой.

А.И. Горголюк, 1969 год
А.И. Горголюк, 1969 год

Потянулись долгие госпитальные месяцы. Бесконечные консультации специалистов, сложнейшие операции. К сожалению, медицина оказалась бессильной: зрение Александру Ивановичу вернуть не удалось. Однако ветеран остался в строю. Неиссякаемая энергия, огромная сила воли помогли ему найти достойное место в жизни, стать полезным членом нашего социалистического общества. В 1968 году Александр Горголюк успешно закончил Всесоюзный заочный техникум легкой промышленности. На протяжении многих лет он работает в республиканской студии звукозаписи Всероссийского общества слепых. Его жена Галина Ивановна — инженер одного из московских научно-исследовательских институтов. Сын Николай закончил Московский университет.

Генерал-майор авиации Н. КУЗНЕЦОВ, Герой Советского Союза, заслуженный военный летчик СССР. 1975 г.

-4