Найти в Дзене
ТВТверь

В храмах Твери вода стала святой за несколько часов до Крещения Господня

В былые годы освященную воду в храмах начинали раздавать после Крещения Господня, которое по нашему календарю наступает в 0 часов 19 января. Современная жизнь торопит время и события. 

19 января православные христиане отмечают один из самых главных церковных праздников — Крещение Господня. В его основе лежит история из Евангелие об Иоанне Крестителе, который в этот день обратился к людям с новозаветной проповедью. Вместе со всеми его выслушал Иисус Христос, который затем принял от Иоанна обряд крещения в водах реки Иордан.

Многие уверены, что именно это событие толкает каждый год людей в ледяную прорубь, но это большое заблуждение. Обычай окунания в холодную воду на Руси не несет в себе такой смысловой нагрузки и даже более того, по идее, ему не должна потворствовать церковь.

Историки уверяют, что прорубь и купание — это скорее народный обычай, заложенный предками, связанный с язычеством. Он связан с тем, что в Крещенский сочельник заканчивались Святки, на протяжении которых в народе в этот период принято было весело и разгульно проводить время, гадать, ездить ряжеными в гости и т.д.

Как известно, церковь всегда отвергала и отвергает подобные греховные гадания, волхования и в идеале должна отлучать от Таинства Причастия за такое на шесть лет и даже изгонять из церкви. Подвергался гонениям и обряд ряженых: нельзя мужчинам одеваться в женские одежды и женщинам в мужские, одевать маски и костюмы животных и уподобляться им в движениях и звуках. Народ понимал, что может его ждать за языческие обряды, но и отступить от них не мог — не так много было радостей в жизни, поэтому нашел такой же языческий выход из ситуации — окунание в прорубь. Было принято считать, что именно таким способом будет «смыта скверна бесовских масок».

-2

Интересно, что церковь при этом обряду не противилась так, как к примеру, категорически не принимает праздник Масленицы. Более того, в определенном смысле сейчас она возглавляет его. Теперь перед ночными водными процедурами священник обязательно освятит купель.

Что же до самой воды, то она как уверяют священнослужители в крещенскую ночь становится святой не только в купели, а везде, даже под краном. TVTVER.RU ранее рассказывал о том, кому можно и кому нельзя в прорубь, да и, собственно, зачем?

Но уж коли традиция такая есть и народ привязывает ее в большинстве своем к моменту крещения самого Иисуса, то как так получается, что в храмах вода становится святой после обряда освящения еще накануне, в Крещенский сочельник, а на следующий день, в само Крещение, во второй раз?

Господь крестился только однажды и вода в Иордане освящалась также лишь один раз. Так почему же сейчас обряд освящения воды проводится два раза? Разве может вода получить свои целебные свойства в иное время, кроме как в полночь с восемнадцатого на девятнадцатое января?

-3

В храмах уверяют, что между водой, освященной 19 января и 18 нет никакой разницы. Как подтвердил информационному порталу TVTVER.RU протоиерей Сергий Домнин: «Читаются те же, самые молитвы, служится один и тот же чин великого освящения воды на Иордане» и заверил, что одинаково полезна и та, и другая. Она может стоять годами, не меняя свойств, использоваться в лечебных целях, очищать тело и душу. Тогда, следуя логике, вода может быть точно такой же и в любой другой день, достаточно освятить в церкви.

-4

Здесь четко прослеживается некий маркетинговый ход — больше прихожан, больше прибыли. Платить за саму воду не надо, но сбор пожертвований всегда где-то рядом с розливом. И это, пожалуй, действительно тот случай, где спрос рождает предложение. Тверитяне готовы запасаться религиозным плацебо и в праздник, и накануне.

-5

Жители столицы Верхневолжья знают массу рецептов применения целебной влаге: дом освятить, по пять капель на тощак и т.д. Любые методы применения воды церковь принимает, лишь напоминает, что к ней нужно относиться уважительно: наливать в чистые бутылки, а не в банки из под майонеза, к примеру, не разливать, хранить в добротном месте.

Хотя дело, пожалуй, все-таки не в воде, дело в вере.