Найти в Дзене
Исторические сражения

Как военные использовали воздушные шары

Говорят, древние греки как-то надули дымом от костра что-то вроде голубя из папируса (или пергамента) и тот поднялся выше самых высоких башен. Еще рассказывали о китайской игрушке, поднимавшейся нагретым воздухом до потолка королевского дворца. Позднее, почти в каждой стране встречались легенды о неком крестьянине, взлетевшем как минимум до шпиля колокольни на мешке, в котором предварительно собрал дым или пар. Истории красивые, но все, что рассказывалось до конца XVIII столетия, сейчас признается за фальшивку – современные физики не поленились и произвели нужные расчеты, доказавшие несостоятельность тех историй.

Когда в 1783 году два брата-бумагодела запустили тепловой воздушный шар (оригинально прозванный по их фамилии монгольфьером) с пассажирами на борту, а чуть позднее ученый и изобретатель отважился опробовать почти такой же, но на водороде (этот не менее оригинально прозвали шарльером), новинку сначала восприняли как аттракцион – слишком долго полет человека считался легендой.

В первом запуске братьев Монгольфьер пассажирами стали животные: овца, петух и утка. По овце хотели определить воздействие высоты на крупное животное, чья физиология, как полагали, близка к человеческой; петух - птица, не знавшая таких высот; а на утке проверяли воздействие не высоты, а самого полета на шаре. Полет прошел успешно, ни одно из животных не пострадало
В первом запуске братьев Монгольфьер пассажирами стали животные: овца, петух и утка. По овце хотели определить воздействие высоты на крупное животное, чья физиология, как полагали, близка к человеческой; петух - птица, не знавшая таких высот; а на утке проверяли воздействие не высоты, а самого полета на шаре. Полет прошел успешно, ни одно из животных не пострадало

Позднее начались опасения за здоровье пассажиров – считалось, что подъем на высоту скажется на их здоровье (в том числе и психическом). Чуть позднее точно так примутся опасаться поездов – из-за непривычной скорости. Когда же стало понятно, что воздухоплаватели, в принципе, могут убиться, но не из-за подъема, а по причине чересчур поспешного спуска (падения, проще говоря), шарами заинтересовались военные. На море с мачты в хорошую погоду видимость достигает двух десятков миль, а на суше едва доходит до восьми, и то на гладкой местности. Так что подъем наблюдателя сулил серьезные дивиденды – маневрирование и засады становились если не бесполезными, то малоэффективными. По итогам в 1793 французы обзавелись первыми воздушными силами – подразделением аэростьеров.

Первый раз воздухоплавателей опробовали в 1793 при осаде Валенсии и особых успехов не зарегистрировали – наблюдатель не смог ничего разглядеть по причине плохих погодных условий. Но уже в следующем году в конфликте с австрийцами аэростаты сыграли важнейшую роль в четырех битвах: при Мобеже, Шарльруа, Флерю, Люттихе. Наблюдателей поднимали до высоты 300 – 400 метров, откуда они смогли следить за маневром противника на большую глубину – пересеченная местность и обилие растительности не позволяли наблюдать ту же картину с традиционных наблюдательных пунктов. Для связи использовали флажковую сигнализацию (как на флоте) и почтовых голубей.

Флерю, 1794 год. Современное битве изображение
Флерю, 1794 год. Современное битве изображение

В следующем году триумфа не случилось – под Майнцем при попытке наблюдения с аэростата тот был разодран бурей. И Наполеон, решив, что в маневренной войне возня с таким капризным оснащением слишком обременительна, расформировал в том же 1795 «летучие» войска.

Меж тем идея воздушной войны проникла в другие страны. В России, например, демонстрация новинки прошла в 1803. А в 1812, в разгар войны с Наполеоном, развернулось строительство нескольких привязных аэростатов. Планировалось, дождавшись благоприятного ветра, развесить эти шары над позициями врага и потом скинуть на головы супостатов ящики с порохом – прообраз авиабомб будущего. Проект так и не получилось реализовать – не смогли создать надежную систему управляемого сброса. И шары решили оставить как средства наблюдения в крепостях. Решили… и благополучно забыли.

"Воздушное торпедо", однако
"Воздушное торпедо", однако

Австрийцы, памятуя урок 1794 года, тоже прибрали новинку к рукам. И в 1849, при осаде Венеции, даже применили ее. Запускались шары, на манер наших метеозондов – без всякой привязи и якоря. К шарам подвешивали пороховые бомбы. К привязи протягивали фитиль, который перед запуском поджигали. Длину высчитывали, принимая во внимание удаление вражеских позиций. По замыслу бомбы падали примерно в тот момент, когда шар пролетит над врагом. Вот только на деле получилось то, что потом будет мешать газовым атакам первой мировой – ветер поменялся. И аэростаты опростались над лагерем австрийцев. Не то, чтобы урон был велик, но психологический эффект оказался силен.

В 1859 году французы принялись снова выяснять отношения все с теми же австрийцами (такая уж сложилась традиция). На этот раз аэростаты решили применять для разведки – и только. Посадили на них пару известных летунов (один из них был Надар – знаменитый аэронавт и фотограф) и запустили в небеса. Один пилот не разглядел вообще ничего (все же требуется некоторая привычка), а Надар сфотографировал панораму, на которой так ничего и не разобрали. Тем не менее, чуть позднее пару раз вышло предупредить опасный маневр противника. Так что считалось, что применение в целом удалось.

Бомбардировка Венеции, 1849 год
Бомбардировка Венеции, 1849 год

У американцев привязные воздушные шары применяли обе стороны – для корректировки артиллерии. А связь между наблюдателем и батареей наладили вполне современную – по проводному телеграфу. У южан, правда, начались проблемы с логистикой и с шарами они быстро завязали (фирма производитель находилась в Вирджинии, а транспорта едва хватало на обеспечение основных потребностей армии). А северяне как-то сразу не особо активно занимались проблемой, поскольку артиллерия их не сильно отличалась дальнобойностью. Так что в 1863 корпус воздухоплавателей расформировали.

В войну с пруссаками 1870 года аэростатами пользовались обе стороны. Завоеватели с них корректировали огонь дальнобойных пушек Круппа, а французы наладили эвакуацию особо важных лиц из блокированного Парижа и почтовое сообщение. Правда, получалось улетать только из города – в город попасть шаром, зависящим от ветра, не получалось – кучности не хватало. Тогда из Парижа шарами стали отправлять депеши и почтовых голубей. Так что прусской армии пришлось срочно налаживать ПВО. Что более-менее у них получилось. Примерно треть шаров падали, сбитые заградительным огнем.

Северяне готовят аэростат, Гражданская война в США
Северяне готовят аэростат, Гражданская война в США

В 1869 об аэростатах вспомнили в России. Но воинскую часть соответствующего профиля сформировали только в 1885. Это были две казармы и сарай, рядом с которым стоял "газоделательный аппарат" - в нем стальные опилки смачивали кислотой.

А годом раньше России, в Англии, тоже пришли к выводу о пользе воздухоплавательных сил. И даже создали особый вид привязного аэростата – змейковый. Это был такой гибрид воздушного змея и воздушного шара. Применение нескольких видов подъемных сил позволило сократить габариты устройства, так что он стал менее уязвимым от огня противника – размеры цели резко уменьшились. Именно такие аэростаты англичане применили в Африке и Китае. Говорят, китайские войска пугал даже не огонь, корректируемый при помощи шара, а сам факт его полета – все же иногда вредно несколько столетий подряд рассказывать истории про драконов.

Эвакуация жителей из осажденного Парижа, 1870 год
Эвакуация жителей из осажденного Парижа, 1870 год

Кстати, порой аэростаты заменяли воздушными коробчатыми змеями – их подъемной силы хватало для возвышения не сильно габаритного наблюдателя.

× Поддержите подпиской наш телеграм-канал: @battlez

Так или иначе, к началу ХХ столетия почти каждая европейская армия закончила эксперименты с привязными аэростатами и зачислили их в постоянный штат. Правда, более-менее грамотно применять их научатся только в первую мировую. А до той поры хватало забот и так – совершенствовали матчасть.