Найти тему
Concepture Club

«Черное зеркало» эпизод «Брандашмыг»: стук в четвертую стену

Оглавление

Жанр интерактивного кино придуман кинематографистами и лишь затем был присвоен создателями видеоигр. Экспериментируя с вовлечением зрителя, они вслед за писателями ХХ века пришли к идее ветвления сюжета и выбора. Увы, первые эксперименты были провальными, особенно в финансовом плане, поэтому только в последние годы кино вновь осмелилось вернуться к этому формату. Удалось ли что-то поистине новое интерактивному эпизоду сериала-антологии «Черное зеркало» под названием «Брандашмыг» («Bandersnatch»)? С этим разбирается Concepture.

В начале 2018 года Concepture уже рассказывал об интерактивном проекте Стивена Содерберга «Мозаика». Сейчас можно сказать, что этот проект так и остался на уровне эксперимента: «Мозаика» не обнаружилась ни в одной номинации на престижные телевизионные премии, даже несмотря на сильные актерские работы. Идея интерактивности, однако, продолжила витать в воздухе, и следующей «ласточкой» в этом духе стала новая серия «Черного зеркала», вышедшая на Netflix 28 декабря 2018 года.

-2

Для «Черного зеркала» типичен «внезапный» выход серий без длительного маркетинга. Вот и в этот раз трейлер новой серии под названием «Bandersnatch» вышел всего за два дня до ее релиза на сайте Netflix. Как оказалось, это даже не серия, а полноценный полуторачасовой (как минимум) фильм – уже анонсировано, что в связи с ее трудоемким производством пятый сезон «Зеркала», заявленный предварительно на март 2019 года, будет отложен на неопределенный срок.

Кто такой Брандашмыг?

Если вы предположили, что Bandersnatch – это кузен Бенедикта Камбербэтча, то вынуждены вас разочаровать. Русскому читателю, однако, этот монстр знаком с детства – в нашей версии «Алисы в Зазеркалье» Льюиса Кэрролла он носит имя Брандашмыг. В стихотворении «Бармаглот» («Jabberwocky») этот таинственный монстр появляется (и тут же исчезает) во второй строфе – рассказчик предостерегает сына от, собственно, Бармаглота, птицы Джубджуба (пропавшей из русской версии) и Брандашмыга. Причем по логике абсурдистского стихотворения неясно даже: это несколько разных существ или названия одного и того же.

-3

Позже персонаж появляется у Кэрролла снова – на этот раз в абсурдистской поэме «Охота на Снарка». Поскольку переводов у поэмы на данный момент более десяти, то Bandersnatch, и там встречающийся всего один раз, получает множество разных имен – от того же Брандашмыга до Кровопира. Здесь мы можем его найти в седьмой части поэмы – после встречи с ним один из героев, Банкир, сходит с ума.

Отсылка к Кэрроллу не кажется случайной. Да, реальность фильма почти при любом прохождении становится «все страньше и страньше», но более явственную параллель можно провести именно с «Охотой на Снарка», а не с «Алисой». Кэрролл принципиально отказывался объяснять, что значит его поэма, таким образом признавая все трактовки как равнозначные. И это несмотря на то, что некоторые из прочтений «Снарка» фактически противоречат друг другу.

Кто-то интерпретировал погоню за неведомым Снарком как поиски счастья, а кто-то как безнадежные, экзистенциалистские поиски смысла жизни, где бесконечно меняются правила, а Снарк берет и оказывается Буджумом, что бы ты ни делал. Можно сказать, что создатели серии продемонстрировали похожие намерения: судя по их комментариям, одной «истинной» версии фильма нет, и каждый зритель остановится в поисках смысла там, где захочет.

Название «Bandersnatch», возможно, отсылает к одному британскому игровому проекту 80-х (для ZX Spectrum), который так и не был реализован, хотя обещал довольно оригинальный контент. Во вселенной фильма Bandersnatch – название романа в жанре choose your own adventure, который в 1984 году пытается адаптировать в виде компьютерной игры главный герой по имени Стефан.

-4

Роман написал вымышленный, но скандально известный автор Джером Ф. Дэвис, сошедший с ума и убивший свою жену. Стефан, как мы скоро выясняем, тоже не беспроблемный персонаж – он регулярно посещает психотерапевта, чтобы разобраться с детской травмой… вы догадываетесь, куда это идет? Правильно, именно туда – ведь в популярной культуре на данный момент недостаточно сумасшедших программистов, примерно так же, как и восьмидесятых!

Интерактив и метанарратив

Интерактивная составляющая фильма обеспечена платформой Twine, которая позволяет писать игры типа choose your own adventure. Финальная версия повествования, которую мы можем посмотреть, имеет продолжительность в полтора часа, в то время как весь потенциально доступный материал – пять с половиной часов. Самая полная схема событий на Reddit в данный момент насчитывает одиннадцать концовок и более двухсот потенциальных ответвлений сюжета.

Полную версию статьи читайте на сайте Concepture.club и на нашем канале в Телеграм

Автор текста Катерина Рубинская