Найти тему
Записки о...

Беседы о коанах ч. 3.

Добрый день! Общаясь с другими, мы всегда проверяем. не ослаб ли наш контроль над ними. Если близкий человек не отвечает на наши вопросы о своей жизни, как бы нам хотелось, то это вызывает у нас беспокойство. Мы стремимся понять, что же не так с нашим процессом контроля, но не что же с человеком. Мы задаем вопросы, пытаясь получить от него хоть какой-нибудь ответ, чтобы затем посредством железных доводов вернуть его в наш мир, где этот человек занимает привычное место. Обычно это удается легко, поскольку любому трудно вырваться из паутины привязанностей, начать новую жизнь, постараться изменить себя. Буддизм показывает, что вышесказанное - это истина. Поэтому не стоит этого делать, это очень трудно.

Мы сами и есть наши привязанности. И если мы торжественно заявляем себе или окружающим, что с теперешнего момента мы что-то будем делать или не делать, то истина только в том, что мы это заявили. Конечно, встречаются люди, которые сказали, как отрезали. И их внутренней силы хватает для того, чтобы отсечь определенное ненужное в их жизни, правда потом освободившуюся энергию они вложат в другие привязанности. Обычно же любому из нас требуется помощь человека, который прошел чуть дальше нас. Тот кто поможет понять, что если есть цепи в виде привязанностей, что не дают нам дышать свободно, то они цепляются за крючки в нас, которые мы сами же и создали. Убрать крючок - это значит освободиться.

-2

А теперь коан:

Мастер Гутей в ответ на любой вопрос о дзэн показывал палец. Однажды он увидел, что послушник, который служит ему давно делает так же. Поэтому он его спросил:

-Ты понимаешь смысл дзэн?

-Да, - ответил тот.

-Кто такой Будда? - спросил мастер.

Послушник показал ему палец. Мастер выхватил нож и отсек его. Послушник с криком бросился бежать, тогда Гутей крикнул:

-Стой! Кто такой Будда?

Послушник поднял руку, чтобы показать палец, и стал просветленным.

Противоречие: у Гутея палец - это понимание, у мальчика нет. Какое отношение имеет палец мальчика к пониманию Гутея?

Одесса… Еврейского мальчика лет шести приводят в школу. На собеседовании его спрашивают, сколько он знает времен года… Дитя на минутку задумывается — и уверенно говорит:
— Шесть!..
Директор тактично ему намекает:
— А если подумать?.. Ну, подумай…
Ребенок снова на мгновение зависает — и говорит:
— Честное слово, таки больше не помню… Шесть!..
Директор выразительно смотрит на побагровевшую мамашу мальчика, покашливает и отправляет их на минуточку в коридор… Там мама возмущенно спрашивает мальчика:
— Ну, Семочка, и шо это таки было?!
— Мама, мама… — со слезами на глазах отвечает сынок, — я и правда не помню больше никаких "Времен года", кроме Вивальди, Гайдна, Пьяццола, Лусье, Чайковского и Глазунова!..