О самом главном в литургии
Не так давно я прочла в фейсбуке, что тайные молитвы на то и тайные, что их надо читать тихо и слышать необязательно никому, кроме читающего их священника. Я сначала думала посмеяться и уже даже пару насмешливых комментариев оставила, но зашла в профиль и увидела, что он говорящий эту дурь – священник, да ещё и моего возраста. И ещё и говорит он зверски серьёзно. Удалила все свои комментарии и ушла жаловаться другу в сане.
Друг был на моей стороне, но и у него в комментариях были нашлись те, кто считал чтение тайных молитв излишним. На сей раз по причине того, что литургия увеличивается.
Скажу прямо и, может быть, не очень деликатно. Эти самые обсуждаемые молитвы наполнены очень глубоким смыслом. Ты можешь их слушать, можешь не слушать, можешь понимать, можешь не понимать. Причем это может быть с одним и тем же человеком в разные литургии. Со мной так бывает постоянно. То у меня одно, то другое. Но мне ни разу не казалось, что это лишнее.
Лишнее на моей памяти бывало. Например, священник начинал читать проповедь перед причащением мирян. Этот батюшка всегда так делает. А тут был день памяти отцов шести Вселенских Соборов и он решил прочитать про эти Соборы лекцию. Лекция была для подготовленных студентов, коими мы не являлись, особенно ими не являлись дети от 0 до 7. Честной отец периодически отвлекался на шиканье на этих бедолаг. Не помогало. Странно, не правда ли? Другой батюшка из того же храма любил говорить проповеди «по правилам» - после Евангелия. Но он всегда говорил долго. Я однажды засекла – ровно 30 минут. Такие проповеди и, правда, сильно затягивают литургию и сбивают её внутренний ритм.
У литургии есть этот самый внутренний ритм. Как я это чувствую, литургия – это очень динамичная служба, её нельзя разбивать проповедями на 30 минут, непонятными и длинными песнопениями во время причащения священнослужителей и так далее, и так далее. Всякое слово, которое произносит священник, дьякон, чтец, клирос, община – должно иметь смысл и значение для каждого человека в этом храме. Вот, например, ектинья об оглашенных. Зачем она, если нет никаких оглашенных? Помню, как учили меня: все мы не до конца воцерковлены, поэтому эта ектинья обо всех нас и преклонять голову после возгласа «Оглашенные, головы, преклоните» должны мы все. Очень странно, что по этой логике мы не должны ещё и удалиться из храма после «Оглашенные, изыдите». Чего-то все равно все оставались на литургию верных.
Тайные молитвы – это сердце литургии. Их нельзя, на мой взгляд, читать «про себя». Я больше, чем уверена, что гласное чтение этих молитв – самый важный ответ на вопрошание давно уже воцерковленных христиан: «Зачем я хожу в церковь, всё одно и то же десятилетиями».
Всё одно и то же. Десятилетиями. Столетиями. Да. Но когда человек слышит эти молитвы – он становится не статистом на обедне (помните, выражение из русской литературы «слушал обедню»?), а участником.
За те два года, которые я хожу в храм, где эти молитвы читаются вслух, где наш прекрасный регент «машет» общине не только во время Символа веры, но и во время антифонов и Трисвятого, где, в общем-то, литургия и есть общее дело, мне ни разу не было скучно. Каждый раз литургия – это счастье и праздник. Я знаю, что происходит в каждый конкретный момент, почему и на что я пою с клиросом «аминь», о чем молюсь… Нет-нет, я живой человек и у меня два ребёнка. Поэтому всё это – тот идеал, когда я на литургии с одним ребенком, который не ругается в этот момент ни с кем в воскреске, а я себя чувствую хорошо. Такое бывает.
Смысл – это то, чего мы все ищем, это то, что нам всем очень нужно. А если мы не слышим самых главных молитв литургии, то где смысл? Вот мы такие, как дворяне позапрошлого века из русской литературы, взяли и послушали обедню? Так что ли? Или «вычитали» каноны к причащению и теперь чувствуем себя достойными после «прослушивания» обедни причащаться? Смысл в этом вообще где и в чём? Ну, можно выгулять новую юбку или новый платочек раз в месяц и получить комплиментов. Смысл?
В литургии вообще нет ненужных слов на самом деле. И в целостности литургии – и есть смысл. Только «слушать» её нельзя. В ней можно принимать участие. Всё остальное – это уже бессмысленные действия. Какой бы платочек на нас не был. Какая юбка или штаны. Вообще без разницы.
Помните, пожалуйста, ответ на фразу из заголовка – и есть, и будет.