Найти тему
Senicheff Longsword Club

Латные доспехи: появление и развитие

Попробуем понять, как и почему появился на Еропейском континенте 'белый' доспех на и чем он принципиально отличается от других видов защитного вооружения.

Рыцарь в латном доспехе. ок. 1440 года, Баден-Вюртемберг
Рыцарь в латном доспехе. ок. 1440 года, Баден-Вюртемберг

Я долго собирался написать что-то достойное о столь любимой мной теме. Доспехи - одна из важнейших для меня тем в историческом оружиеведении, а сам я стараюсь проводить не менее одной тренировки в месяц в кирасе или кольчуге. И надеюсь, у меня получится сделать осмысленный и свежий текст о том, что же по-настоящему представляют из себя белые латы и для чего они на самом деле служат.

Итак, понеслась

Первым делом нужно сказать, что жесткий корпусной доспех не является эксклюзивным признаком европейского позднего средневековья. Жесткие кирасы известны и во II тысячелетии до н.э. (см. микенские латы), однако, переход на металлургию железа не позволил в полной мере перенести бронзовые технологии на новый металл, а бронзовая кираса классической античности не нашла своего воплощения в железе, хотя существует несколько находок говорящих о том, что попытки создания железных подобий мускульного панциря все-таки предпринимались. Начиная с III века до н.э. наиболее популярным защитным средством на Европейском континенте становится кольчуга, ее же стали носить и легионеры после реформы Мария. Она решает одну из важнейших задач, стоящую перед защитным вооружением - не дает удару нарушить целостность кожного покрова, то есть, разрубить ее владельца. Ее также очень трудно проколоть и невозможно разрезать, особенно на подвижной мишени. Кольчуга, конечно же, не предотвращает передачи кинетической энергии удара в тело, то есть, почти не мешает сломать ее владельцу кости или повредить ударом внутренние органы, но она позволяет выживать там, где человек без нее погибал бы наверняка. Сломанные кости могут срастись, а вот рана от холодного оружия предоставляет все возможности к распространению сепсиса, и полагаться приходится только на свой иммунитет.

Итак, шли века, кольчуга продолжала держать свой статус основного корпусного доспеха и в поздней античности, и в варварских королевствах
раннесредневековой Европы. Однако, на европейском континенте постепенно развивалась тяжелая кавалерия, и к XII веку увеличенная лука седла и способ удержания копья подмышкой сформировали идею таранного удара. Совокупная мощь всадника и коня таким образом, начала заметно превышать защитные свойства кольчуг. Заметим, что в X или XI веках удержание копья подмышкой встречается в изобразительных источниках довольно редко.

Таранный удар копьем, миниатюра из библии ок. 1190 года. Можно видеть и высокие луки себел, и типичную рыцарскую посадку, и копье, зажатое подмышкой.
Таранный удар копьем, миниатюра из библии ок. 1190 года. Можно видеть и высокие луки себел, и типичную рыцарскую посадку, и копье, зажатое подмышкой.

Следующим шагом в развитии корпусного доспеха стало появление пластинчатого панциря, который в оружиеведении традиционно именуется 'coat of plates', а более поздняя его разновидность - бригантиной. Вероятно, первые варианты такого доспеха, вероятно, носились под кольчугой, но уже в середине XIII века мы можем наблюдать их во всей красе. Например, на статуе св. Маврикия в соборе Магбебурга. На нем можно наблюдать тканевую или кожаную накидку с рядом заклепок, под которыми подразумевается наличие крупных металлических пластин. Пластины создавали почти непреодолимый для холодного и метательного оружия слой защиты, а также, что немаловажно, имели перекрытие, которое не позволяло бы острию копья или меча проникнуть между ними. Таранный удар копьем, как основное атакующее действие тяжелого всадника, теперь мог быть в достаточной мере остановлен новым защитным средством.

Св. Маврикий, ок. 1250 года.
Св. Маврикий, ок. 1250 года.

Однако, эта конструкция обладает рядом свойств, которые необходимо учесть, чтобы понять, как и почему шло дальнейшее развитие корпусного доспеха:

  • пластины не настолько жестко сцеплены друг с другом, чтобы распределять ударную нагрузку по всей поверхности доспеха, то есть удар распределяется зонально, что повышает нагрузку на тело
  • пластины плотно прилегают к телу, что означает, что их деформация или пробитие могут быстрее вывести владельца доспеха из строя
  • плоская поверхность бригантины и наличие тканевой или кожаной покрышки не позволяют удару или уколу соскальзывать с доспеха, соответственно, всю ударную нагрузку носителю доспеха приходится принимать в себя

И если удар ручным холодным оружием может быть остановлен подобным доспехом и не причинял особого вреда, то таранный удар копьем все еще нес в себе определенную угрозу. Для противодействия ударной нагрузке в XIV веке начинает происходить укрупнение пластин, особенно грудной, и ее постепенное округление, призванное увеличить поверхность, по которой распределяется удар и отодвинуть саму пластину от тела владельца.

И уже в середине XIV века мы видим первые образцы, которые были призваны справиться с вышеозначенными проблемами. Одной из первых 'белых' кирас считается нагрудник из замка Хурбург, предположительно сделанный для представителя семейства фот Матчей (von Matsch) около 1360 года. В его конструкции мы можем наблюдать тенденции, которые лягут в основу всех будущих латных кирас.

Нагрудник из Хурбугра. Обратите внимание на богатство отделки
Нагрудник из Хурбугра. Обратите внимание на богатство отделки

Во-первых, это округлая форма. Она позволяла не только увеличить поверхность распределения ударной нагрузки, но и не давала зацепиться за себя острию, сводя его за пределы контуров тела и значительно уменьшая нагрузку на владельца. Немаловажно и то, что теперь кираса отстоит от грудной клетки и касается тела только в районе ключиц и на талии под ребрами. Таким образом деформация или пробитие доспеха не приводили к повреждению его владельца, гася энергию удара. Именно эта форма нагрудника породит классический рыцарский силуэт позднего средневековья, с широкой округлой грудью и кажущейся узкой талией.

Вторым важным нововведением стало появление так называемого стопорного ребра, небольшой металлической детали в форме буквы 'V', которая располагалась под горловиной и была призвана отвести скользящее по поверхности кирасы острие. Углы, которые задавала эта накладка, также способствовали выводу острия за пределы контура мишени, не задевая его. Немаловажно отметить, что стопорное ребро не крепилось к нагруднику наглухо, а имело небольшой зазор, в который упиралось или под которым могло бы застрять острие при уколе. Дополнительным фактором в этом же контексте является появление отбортовки по краям кирасы, особенно заметной на горловине и в районе подмышечных пройм. Она также призвана останавливать уколы и не давать им проникнуть под доспехи.

Третьим и во многом, важнейшим изобретением, является фокр, или крюк для копья. Он служил для упора специальной муфты, расположенной на копье ниже ладони, и позволял перенести нагрузку с руки и подмышки на кирасу, которая, в свою очередь, прочно держалась на корпусе всадника. Таким образом, таранный удар был многократно усилен сведением коня, всадника и копья в единую систему. Это изобретение было настолько революционным, что к концу XIV века заставило большинство европейского рыцарства перейти на новый тип доспехов, отчасти из-за удобства нового изобретения, отчасти и из-за того, что таранный удар с использованием фокра наносил гораздо больший урон бригантному доспеху, чем выпуклой кирасе.

Латный нагрудник ок. 1400 года, хранится в Метрополитан Музее. На правой стороне можно видеть крепление для съемного фокра
Латный нагрудник ок. 1400 года, хранится в Метрополитан Музее. На правой стороне можно видеть крепление для съемного фокра

Дальнейшая эволюция латного доспеха шла под означенными нами векторами. Следующим крупным шагом стало преобразования нагрудника в единую пластину, целиком закрывающую реберную клетку владельца.

Важно отметить, что нижний край нагрудника не должен опускаться ниже 12 ребра, в противном случае она начинает сильно ограничивать подвижность владельца. Для защиты живота и спины еще долгое время использовалось кольчужное полотно, а также передняя лука седла, доходящая до нижнего края нагрудника. Известны варианты интеграции латного нагрудника с бригантной защитой, в таком случае он заменял собой всю грудную секцию доспеха, а бригантина прикрывала спину и живот.

Борцовский прием с мечом, манускрипт Gladioatoria, ок. 1440 года. Можно заметить характерную форму нагрудников и то, насколько большую роль в защите подмышек, живота и бедер продолжает играть кольчуга
Борцовский прием с мечом, манускрипт Gladioatoria, ок. 1440 года. Можно заметить характерную форму нагрудников и то, насколько большую роль в защите подмышек, живота и бедер продолжает играть кольчуга

И в заключении, необходимо упомянуть, что никакие нововведения не могли бы состояться без развития металлургического гения средневековья. Изобретения водного колеса и привода, к которому присоединялся молот, позволило совершить революцию в обработке железа. Подробнее см. F. и J. Gies 'Cathedral, Forge, and Waterwheel: Technology and Invention in the Middle Ages'.

Если при волочении проволоки для кольчуги или изготовлении мелкопластинчатых доспехов, брак можно было заметить в процессе изготовления и отправить небольшой сегмент изделия на переработку, то наличие шлаков в крупнопластичатой заготовке, особенно незаметное, могло стоить жизни при неудачном стечении обстоятельств. Чистота стали стала важнейшим фактором, который позволил создавать крупные пластины со сложной геометрией и переменной толщиной. Все эти факторы сошлись в герцогствах Северной Италии середины XIV века и оттуда за короткий срок распространились на весь Европейский континент.

Манускрипт Gladiatoria, ок. 1440 года., хорошо видно, как сидит нагрудник
Манускрипт Gladiatoria, ок. 1440 года., хорошо видно, как сидит нагрудник

Подводя итог нужно сказать, что конечно, не только нагрудник является единственным нововведением, сформировавшим облик рыцарства позднего средневековья. Другие элементы доспехов также таят в себе множество нововведений и инженерных хитростей, которых мы еще коснемся. Однако, именно рыцарский нагрудник является тем неоспоримым новшеством, без которого понимание латного доспеха просто невозможно.

Полагаю, для введения в тему доспехов мы сказали достаточно, но это только начало нашего пути. Продолжение следует...