С нового 2019 года иностранные компании, оказывающие электронные услуги российским компаниям, должны платить НДС. В народе этот налог окрестили «налогом на Google». Как российская компания может получить НДС-вычет? И не подведёт ли недобросовестный иностранный партнёр?
Итак, представим ситуацию: зарубежная фирма предоставляет российской компании электронные услуги. Это могут быть, к примеру, услуги хостинга или реклама, предоставление доменного имени или права на использование программ и пр. Полный список этих услуг приведён в пункте 1 статьи 174.2 НК РФ. Важное условие: реализация этих услуг должна происходить на территории РФ.
Обычно в таком случае у российских компаний не возникало особых проблем: они выступали как налоговые агенты и удерживали НДС у иностранного партнёра. После того, как эта сумма была уплачена в бюджет, они сразу могли её вычесть (ст. 171 и 172 НК РФ, письма Минфина России от 26.01.2015 № 03-07-11/2136 и от 13.01.2011 № 03-07-08/06). Но сделать это они могли не раньше того момента, как электронные услуги будут приняты к учёту (Письмо Минфина от 15.08.2017 № 03-07-08/52318).
Что касается зарубежных фирм, то для них всё было ещё проще. За оказание услуг они получали от российской компании сумму, очищенную от НДС. Ни постановки на учёт, ни каких-либо других дополнительных действий от инофирм не требовалось.
С нового 2019 года ситуация изменилась. Федеральный закон от 27.11.2017 № 335-ФЗ внёс поправки в НК РФ (включая статью 174.2). Теперь То есть иностранная компания сначала должна встать на налоговый учёт, уплатить «налог на Google» и подать НДС-декларацию по спецформе, утверждённой приказом ФНС России от 30.11.2016 № ММВ-7-3/646@.
Стоит отметить, что такие правила и раньше существовали для зарубежных фирм – для тех из них, кто оказывал электронные услуги напрямую физлицам (не ИП).
Перед российскими же компаниями встаёт перечень вопросов, один из них – как в таком случае получить НДС-вычет?
Документы, необходимые для получения этого вычета, оговорены в новом пункте 2.1 статьи 171 НК РФ. Это:
• договор и (или) расчетный документ с выделенным налогом, указанием ИНН и КПП инофирмы (эти сведения можно найти на сайте ФНС России: www.nalog.ru);
• документы на перечисление оплаты контрагенту, в которых указан НДС.
В счёте-фактуре необходимости нет. Сами иностранные компании не имеют права на вычет НДС, соответственно, им не нужно составлять счёт-фактуру, а также вести книги покупок, продаж, журналы учета счетов-фактур (п. 3.2 ст. 169 НК РФ).
Важный момент: иностранная компания должна исчислять налог по возросшей ставке – 16,67% (п. 5 ст. 1 Федерального закона от 03.08.2018 № 303-ФЗ).
Так ли всё легко для инофирм?
Следствием повышения НДС станет уменьшение выручки иностранных компаний. Неудивительно, что они постараются компенсировать это, повысив цены на свои услуги. Плюс к этому, они могут заложить в цены ещё и издержки на выполнение новых законодательных требований. Ведь это, безусловно, потребует от них дополнительных усилий.
В первую очередь, инофирме нужно будет встать на налоговый учет в России. Чтобы это сделать, она должна подать заявление до 15 февраля 2019 года (п. 3 ст. 8 Федерального закона от 27.11.2017 № 335-ФЗ). Делать это нужно в сервисе «НДС – офис интернет-компаний» на сайте ФНС России (сервис доступен и на английском языке). Не стоит забывать, что постановка на налоговый учет происходит в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 Кодекса – вне зависимости от вида оказываемых электронных услуг (письмо Минфина России от 13.09.2018 № 03-07-05/65680).
Если инофирма нарушит сроки подачи заявления, она получит штраф в 10 000 рублей (п. 1 ст. 116 НК РФ, письмо ФНС России от 22.09.2017 № ЕД-4-15/19095).
После того, как инофирма встала на налоговый учёт, она получит доступ к личному кабинету. Его она сможет использовать для подачи НДС-декларации и обмена документами и письмами с фискалами. А что делать, если по какой-то причине не будет возможности использовать личный кабинет? Тогда нужно будет отправлять документы по ТКС через оператора ЭДО (п. 8 ст. 174.2 НК РФ). Не всех инофирм обрадует эта перспектива.
Помимо этого, хлопотной может показаться иностранным компаниям и поквартальная сдача НДС-декларации, о которой уже говорилось выше. Сложность как минимум языковая: форма отчёта и порядок заполнения – только на русском языке. Так что «возня» с этой декларацией, вероятно, потребует от инофирм дополнительных финансовых и временных ресурсов.
К слову, ФНС не имеет ничего против направления этой декларации российским представительством зарубежной компании (письмо от 13.06.2017 № СД-4-3/11084@).
На «камералку» этого отчета контролёрам даётся полгода со дня его представления. В этот период у инофирмы могут потребовать некоторые документы (сведения). К примеру, сведения об оказываемых услугах (письмо Минфина России от 02.07.2018 № 03-07-08/45522). Помимо этого, иностранную компанию могут и вовсе снять с учёта в случае, если она просрочит сдачу декларации более чем на шесть месяцев (подп. 4 п. 5.5 ст. 84 НК РФ).
И в-третьих, иностранной фирме нужно будет платить в российский бюджет «налог на Google». Нужно не допустить ошибки с реквизитами и при заполнении платёжки. Здесь на помощь приходят письма ФНС от 17.04.2018 № СД-4-3/7280@ и от 13.06.2017 № СД-4-3/11084@.
Понравится ли инофирмам такая допнагрузка?
Вероятно, некоторые иностранным компаниям не захочется «заморачиваться» с этими требованиями, и они их проигнорируют. А это, в свою очередь, сделает невозможным для российских компаний получение НДС-вычета, так как у них не будет в наличии полного перечня документов, указанного в пункте 2.1 статьи 171 НК РФ. Помимо выделенного налога, в них должны быть указаны ИНН и КПП иностранного партнёра, а без постановки на учёт они у инофирмы не появятся.
С крупной иностранной компанией, которая радеет за своё имя и репутацию на российском рынке, такие проблемы, конечно, вряд ли возникнут. Ведь повышение стоимости услуг вкупе с отсутствием возможности получить НДС-вычет легко может отпугнуть не только потенциальных клиентов, но и тех, с кем инофирма уже работает.
Не должно возникнуть проблем и с теми иностранными компаниями, которые уже встали на налоговый учёт в РФ.
Но что делать, если компании важно сотрудничать с конкретной иностранной организацией, которая оказывает уникальные (трудно заменимые) услуги и при этом не сильно держится за российский рынок? Можно ли призвать такого контрагента к добросовестности? И грозит ли сотрудничество с ним чем-то помимо отсутствия НДС-вычета? Давайте разбираться.
Как убедить зарубежного контрагента?
Предположим, что иностранная компания никак не связана с Россией. У неё нет тут ни имущества, ни банковских счетов. Соответственно, взыскать налог (штраф, пени) инспекторам не с чего.
«Дотянуться» до компании, которая находится под юрисдикцией суверенного государства, не так легко. Да, Россия недавно присоединилась к Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам (письмо ФНС России от 22.12.2015 № ОА-4-17/22482@). Но эта помощь пока что сводится, по большому счёту, только к обмену странами различными фискальными или финансовыми сведениями. Всё ещё наблюдается пробуксовка, когда дело касается помощи во взыскании налоговых долгов с иностранных компаний. А без нормативной базы конкретных шагов не сделаешь.
Как же убедить иностранного контрагента соответствовать новым законодательным требованиям? Пожалуй, самый действенный способ – это взвалить на свои плечи часть его нагрузки. К примеру, заполнять за него спецдекларации и платёжки, а также оказывать помощь во взаимодействии с нашей налоговой службой. Если иностранная компания поймёт, что весомую часть ее «головной боли» российская компания возьмёт на себя, то, весьма вероятно, может пойти ей навстречу.
Ещё один весомый аргумент, который может убедить инофирму, – это его перспективы на российском рынке. Опишите ему гипотетическую ситуацию: например, что у него появятся «жирные» российские клиенты или что он захочет в перспективе открыть бизнес в России. Ведь тогда, в случае, если он игнорировал требования российского налогового законодательства, с него наверняка взыщут и налоги, и пени, и штрафы. К тому же, есть вероятность, что к такой в прошлом недобросовестной компании налоговые службы будут проявлять повышенное внимание. Со всеми вытекающими: проверки, всевозможные запросы и так далее. Если ваш партнёр достаточно дальновиден, то к русской народной мудрости про «не плюй в колодец» прислушаться должен.
А может, заплатить налог за контрагента?
Некоторые российские компании хотели продолжать действовать по старинке, выступая в роли налогового агента. То есть, удерживать из суммы НДС и перечислять его в бюджет. Но не тут-то было. Чиновники выступили против вычета налога в данной ситуации (Письмо Минфина России от 24.10.2018 № 03-07-08/76139). Да и такая «помощь» вряд ли вряд ли освободит иностранного партнёра от его новых обязанностей. Требования закона подменять нельзя.
Есть ли поводы волноваться помимо потери НДС-вычета?
Нет. Так как ответственность за неуплату налога и за непостановку на учёт несёт именно иностранная компания (письма Минфина России от 06.11.2018 № 03-07-08/79626 и от 24.10.2018 № 03-07-08/76139).
Подведём итоги
С нового года иностранные компании, реализующие свои электронные услуги на территории РФ, платят «налог на Google». Российские компании больше не должны исполнять роль налоговых агентов.
Для того, чтоб получить НДС-вычет, российская компания должна предоставить документы, перечисленные в п. 2.1 ст. 171 НК РФ. Причём иногда, чтоб его получить, приходится применять дар убеждения в отношении инофирмы.
Ну и не стоит забывать про «переходный» нюанс: аванс в 2018-м, услуги – в 2019-м. Обо всех нюансах можно прочитать в пункте 2.2 Письма ФНС от 23.10.2018 № СД-4-3/20667@.