Найти в Дзене
Карманный Философ

Свобода

Понятие свободы знакомо каждому из нас. Мы понимаем свободу как возможность выбора, автономное проявление себя, независимость от природы или обстоятельств.
Так или иначе, человек ежедневно сталкивается с проблемой свободы. И современный мир отнюдь не облегчает разрешение дилеммы человека: свобода или ответственность. Если я ответственен, свободен ли я? Может ли свобода быть ответственной? Всегда ли свобода является безответственностью? Эти и другие похожие вопросы мы регулярно задаем самим себе.
Быть свободным от чего-либо, а не для чего-то, в немецкой классической философии рассматривается как негативное понятие, т.к. это сигнализирует нам о наличии ограничений и человеческой зависимости. Например, человек столетиями ищет свободы от природы. Желая превзойти ее, он чувствует как она его ограничивает: он хочет быть вечно молодым или не чувствовать физической боли. Именно поэтому негативная свобода не может рассматриваться философией. Но, с точки зрения метафизики познание свободы вклю

Понятие свободы знакомо каждому из нас. Мы понимаем свободу как возможность выбора, автономное проявление себя, независимость от природы или обстоятельств.
Так или иначе, человек ежедневно сталкивается с проблемой свободы. И современный мир отнюдь не облегчает разрешение дилеммы человека: свобода или ответственность. Если я ответственен, свободен ли я? Может ли свобода быть ответственной? Всегда ли свобода является безответственностью? Эти и другие похожие вопросы мы регулярно задаем самим себе.
Быть свободным от чего-либо, а не для чего-то, в немецкой классической философии рассматривается как негативное понятие, т.к. это сигнализирует нам о наличии ограничений и человеческой зависимости. Например, человек столетиями ищет свободы от природы. Желая превзойти ее, он чувствует как она его ограничивает: он хочет быть вечно молодым или не чувствовать физической боли. Именно поэтому негативная свобода не может рассматриваться философией. Но, с точки зрения метафизики познание свободы включает в себя познание ее положительного измерения. Кант первым вводит положительное понятие свободы, то есть быть свободным для чего-то. Положительная свобода означает способность человека к самоопределению, что позволяет ему быть поистине свободным.
Здесь Кант выделяет два вида свободы: свобода в космологическом плане и свобода в ее практическом понимании. Свобода в космологическом плане или трансцендентальном может быть понята как абсолютная спонтанность. “Абсолютная спонтанность” - это есть свобода за гранью нашего эмпирического опыта. И она является важным условием существования свободной воли, выходящей за рамки нашего опыта. Свобода в практическом понимании может быть выражена в привычных для нас терминах: автономность или волеизъявление, и способность наделять себя действием. Например, человек способен сам решить чем он хочет или не хочет заниматься в ближайшие два часа, как ему одеваться и т.д. Или же проявить волю и противостоять тому, что делает большинство или так настойчиво диктует кто-то из близких.
Согласно Канту, «автономия воли есть единственный принцип всех моральных законов и соответствующих им обязанностей…». Действительно, свободная воля человека — единственное, что позволяет рассматривать самого человека как нечто единое в своих действиях, вне законов эмпирического мира. Только если допустить, что человек свободен в своих поступках, можно считать его ответственным за них.
При этом, под моралью философ понимает не свод негласных правил, которым человек обязан следовать из страха наказания или желания поощрения, а, напротив, принцип, который непосредственно выражает человека как существо, способное мыслить, что и делает его свободным в своих поступках.
Автор
#ЛараКурыгина