Для жителей Петербурга есть две своих важнейших военных даты: 18 и 27 января. С разницей чуть более года блокада Ленинграда была прорвана, а потом полностью снята.
Попытки разорвать кольцо, сомкнувшееся вокруг Ленинграда, предпринимались не единожды. Прорваться в осажденный город советские войска пытались уже в сентябре 1941 года - через три дня после начала блокады, и в октябре 1941. Третья попытка предпринималась в январе 1942 года, а четвертая — в августе и сентябре.
Удачной оказалась только операция "Искра", проведенная в январе 1943 года. Тогда удалось прорвать блокаду и восстановить сообщение осажденного города с большой землей по узкому коридору шириной в 11 км у южного берега Ладожского озера.
Наступательная операция "Искра" началась 12 января 1943 года. Навстречу друг другу прорывались бойцы Ленинградского и Волховского фронтов при поддержке Балтийского флота, Ладожской военной флотилии и авиации.Операция разрабатывалась как Шлиссельбургская с ноября 1942 года. Ее план был утверждён 2 декабря, а в конце 1942 года Сталин предложил переименовать операцию, назвав ее "Искра", из коорой должно разгореться пламя.
В ночь на 12 января первыми выступили советские бомбардировщики, "обработав" позиции фашистов в полосе прорыва.
В 9:30 утра артиллерия Ленинградского и Волховского фронтов начала артподготовку. Форсирование Невы Красной армией началось в 11:50. Начались ожесточенные бои, которые длились до 17 января.
К утру 18 января между войсками Ленинградского и Волховского фронтов оставалось всего несколько километров, мешавших воссоединению.
Долгожданная встреча, означавшая прорыв блокады, произошла 18 января в 9:30 на восточной окраине Рабочего посёлка № 1. К вечеру от противника уже зачищали Шлиссельбург и взяли Липки.
Несмотря на узость освобожденного коридора, прорыв блокады был огромным достижением и воодушевил и бойцов, и остававшихся в осажденном Ленинграде жителей.
Прорыв блокады дал старт удивительной по скорости прокладке железнодорожная линия Поляны — Шлиссельбург, автомобильной дороги, строительству нескольких мостов через Неву.
Уже 7 февраля на Финляндский вокзал в Ленинград прибыл первый поезд, связь с "большой землей" была налажена окончательно.
Это помогло уже к середине февраля ввести в городе нормы выдачи продуктов, которые действовали в других крупных городах СССР. Призрак голода отступил от Ленинграда, потерявшего в дни блокады около миллиона жителей, погибших от недоедания.
Узкая полоска земли связывала Денинград со страной до 27 января 1944 года, когда советским войскам удалось полностью освободить город от блокады в ходе Ленинградско-Новгородской операции.
Читайте также:
Как в Ленобласти взлетел первый в России самолет
Петербургские ученые нашли кладезь энергии в пирамиде Хеопса