В истории каждой страны есть страницы, отмеченные грохотом военных орудий и кровью. Вьетнам не стал исключением из данного правила – в середине прошлого века на его территории шли масштабные сражения, осязаемым напоминанием об этих событиях служат остатки разбитой техники, подземные туннели, форпосты и партизанские тропы.
Самой знаменитой из последних является Чыонгшон. Впрочем, такое наименование совсем не отражает сути. Речь вовсе не о протоптанной в джунглях узкой дорожке, на которой двум встречным не разойтись. Тропа Хо Ши Мина (именно так назвали ее американцы) представляет собой сложную систему наземных и даже водных путей, соединявших Северный и Южный Вьетнам. Общая протяженность маршрута составляет более 20 тысяч километров, проходит он не только по землям республики, но и по территориям соседних Лаоса и Камбоджи.
Зачем же понадобилось прокладывать столь витиеватые дороги? Временное разделение государства по Женевским соглашениям вместо запланированных всеобщих выборов привело к разворачиванию вооруженного противостояния между Демократической республикой Вьетнам и правительственными силами Нго Динь Зьема. В первые годы конфликта поддержка партизан Национальным фронтом освобождения Южного Вьетнама осуществлялась через демилитаризованную зону, но вскоре эти каналы были перекрыты и коммунистам с севера пришлось искать другие варианты доставки оружия и живой силы.
Из-за значительной протяженности вдоль тропы пришлось организовать не только дозорные точки, но и пункты временной дислокации, где военные отряды могли отдохнуть во время изнурительного перехода. Что интересно, за состоянием дорог следили как сами партизаны с союзниками, так и сочувствующие крестьяне. Они же помогали поддерживать продовольственное снабжение войск. Важнейшие объекты инфраструктуры (а впоследствии и почти весь путь) прикрывали системы ПВО. Жертвами вьетконговских “зениток” за время противостояния стали почти две с половиной тысячи самолетов противника.
В 1971 году была предпринята единственная попытка перерезать сообщение с помощью наземной операции, но она не имела успеха из-за несогласованности действий и отсутствия опыта у верхушки южновьетнамской армии. Тропа тем временем превратилась в настоящее шоссе – кое-где ее ширина составляла без малого 8 метров, параллельно были проложены нефтепровод и телефонные линии, которые обеспечивали связь между командирами различных подразделений.
Война закончилась победой Хо Ши Мина и его соратников в 1975 году. Но даже прошедшие десятилетия не стерли все оставшиеся на земле шрамы. Сегодня путешественникам, которые интересуются историей ХХ века, предлагают совершить прогулку в прошлое и побывать на тропе Чыонгшон. Дорога, соединяющая Ханой и бывший Сайгон сегодня, не является точным повторением известного маршрута. Но во время экскурсии вы увидите немало вполне реальных артефактов тех времен: остов сбитого вертолета, обломки самолетов, почти полностью поглощенные джунглями, ржавеющий без дела вьетнамский танк, остатки военных укреплений.