Семья Ольги недавно переехала в доходный дом 1912 года в Басманном районе Москвы. Когда начали делать ремонт квартиры, решили за свой счёт привести в порядок и подъезд: отремонтировали холл, установили прозрачную входную дверь. Вскоре оказалось, что главная проблема — не разбитые ступени, а отношение соседей к собственности и друг другу.
ПЕРЕЕЗД В ДОХОДНЫЙ ДОМ С КОММУНАЛКАМИ
Семья переехала в дом на Новой Басманной улице из обычной многоэтажки год назад. Всего у Ольги и её мужа пять детей, поэтому они искали бывшую коммуналку с несколькими вместительными комнатами. По словам Ольги, их новый дом считался одним из самых неблагополучных в районе. На шести этажах — пять коммуналок, хостел, гостиница и пара офисов. Однако квартиры здесь большие, у каждой есть свой выход на чёрную лестницу.
«Многие, когда делают ремонт, закрывают проход и делают глухую стену, а мы специально искали дом с чёрным ходом, чтобы сделать кладовую: на пол-этажа ниже наша, а выше — соседская. Мы отремонтировали лестницу, дали им ключи. Они десять лет здесь жили и не знали про это помещение», — рассказывает Ольга.
Ещё одним закрытым помещением за лифтом никто не пользовался, а семье нужно было место, чтобы оставлять коляски. Теперь здесь колясочная. Дальше решали вопросы безопасности, в первую очередь детей.
«У нас была такая же, как и во втором подъезде, глухая металлическая дверь. В домовой арке не было света, в тёмных углах справляли нужду и выбрасывали мусор. Сам подъезд тоже неспокойный. При этом наш сын часто возвращается поздно с карате, поэтому мы решили заменить дверь на прозрачную. Когда делали освещение, поняли, что нужно убрать и громоздкую трансформаторную будку. Открыв её, электрик восторгался „старой школой“, а дворник счастливо утащил толстые провода на металлолом».
Все работы семья делала по своей инициативе и за свой счёт. Профильного образования у Ольги нет — приходилось разбираться уже в процессе, чтобы утвердить работу подрядчиков или найти строительные материалы. Управляющая компания не возражала.
«Двери на пяти чёрных ходах были разных цветов. Я обратилась в управляющую компанию, там обещали, что посмотрят на складе сурик — это такая красно-коричневая краска, самая дешёвая, которую используют все коммунальщики. Тогда я сама купила наждачку и краску, а когда дом попал под программу „Мой двор“, стояла у рабочих над душой, чтобы те зачистили двери».
КАК ИЗМЕНИЛСЯ ПОДЪЕЗД
В итоге глобальный ремонт затронул весь первый этаж, а декор появился на каждой лестничной клетке. Сейчас интерьер холла — это гранитный пол, стены насыщенного серого цвета с жёлтой полосой по всему периметру, лаконичные чёрные почтовые ящики, несколько репродукций и современный радиатор на месте утраченных чугунных батарей.
«Мы бы и хотели хоть что-нибудь сохранить, но нечего. Оригинальные полы не восстановить, лепнины на потолке не осталось», — поясняет Ольга.
КАК УБЕДИТЬ СОСЕДЕЙ, ЧТО РЕМОНТ — ЭТО ХОРОШО
После смерти прошлого управляющего домом два года никто не занимался. Летом прошло первое неофициальное собрание собственников с призывом начинать действовать. Из двадцати человек никто не проявил желания, тогда Ольга и пара других активных жителей выдвинули свои кандидатуры. Сейчас Ольга — старшая по подъезду. «Мы этим занялись от безнадёжности. Лифт всё время ломается, и никто ничего не делал. Даже те, кто живёт здесь годами, отвечали, что их всё устраивает.
На первом официальном собрании собственников после ремонта явка была 65,5%. Большинство жильцов тогда признали, что стало лучше. Но остались и те, кто всё ещё настаивал, что „всякие буржуи творят что хотят, никого не спрашивая“».
Сумму всего ремонта Ольга не называет, отмечая, что самое дорогое — пол и стеклянная дверь. Около пяти тысяч стоили почтовые ящики. Соседи не спешили вкладываться в ремонт, но уже после работ один из жителей вернул семье Ольги 10 процентов от общей стоимости.
Новогодние украшения обошлись в две тысячи. «В старом доме мы всегда перед праздниками вешали на подъездную дверь шарики. Тут же многие соседи почему-то сказали: „А зачем, всё же украдут“. Когда решили установить стеклянную дверь, все были уверены, что её разобьют. В доме напротив давно стоит такая же. Мы спросили у жильцов, случалось ли что-то подобное. Те ответили, что ни разу за последние двадцать лет.
Ольга сетует, что многие жители не понимают, что, покупая квартиру, они приобретают частично и общую собственность. Обустройство территории, которой пользуются все, для них не становится инвестицией в свой комфорт и жильё, поэтому люди быстро привыкают к грязи и тёмным лестничным пролётам:
«Я звоню старшей по соседнему подъезду и говорю: „Посчитай, сколько у вас лампочек не работает, я электрика позову“. Она отвечает, что всё нормально, свет горит. В итоге оказывается, что на шести этажах не работает шесть фонарей.
Спрашиваю, есть ли претензии к уборщице. „Да вроде нормально“, — опять отвечает старшая. Потом выясняется, что уборщица приходила неделю назад. Хотя должна каждый день мыть первый этаж».
КАК СОБРАТЬ СОСЕДЕЙ
«Самые старшие жители из соседнего дома сказали, что совместных праздников во дворе не было уже двадцать лет, поэтому в августе мы собрали день добрососедства, — рассказывает Ольга. — Меня спрашивали, зачем это делать, если тут все друг другу враги, но, если я что-то решила, меня мало что остановит. Соседи собрались во дворе, пили чай из самовара, ели сушки, общались. Кто-то выпек угощение сам, я немного рассказала про историю дома. Я должна показать пример своим детям.
Важно познакомить соседей. Как они будут собирать деньги, если друг друга не знают? К тому же в одиночку управление домом не вытянуть, нужны разные люди, кто-то должен заниматься общей собственностью, кто-то налаживать отношения с управляющей компанией. Многие, однако, не откликнулись на объявление и не пришли, некоторые ответили: „Это же ваш праздник“». Перед Новым годом семья провела ещё один дворовый сбор с Дедом Морозом.
Помимо этого, Ольга уже несколько раз устраивала субботники во дворе и на лестничных клетках. «Конечно, можно нанять уборщицу, но когда человек хотя бы раз в год убирает около своей квартиры, моет батареи, ставил цветок на подоконник, то начинает относиться к подъезду как к своему, а не чужому», — поясняет Ольга.
«Ощущение „подъезд — это не моё“ со временем уходит, но не у всех. Над этим надо долго и кропотливо работать до тех пор, пока не станет само собой разумеющимся, что свет должен гореть, а в лифте нужно здороваться».
Чтобы улучшать дом и дальше, например поменять ворота с неудобной калиткой, нужны уже серьёзные вложения. Жильцам пока не удаётся ни собрать на них денег, ни найти цветных исторических фотографий, чтобы покрасить фасад в оригинальный цвет. Капитальный ремонт по плану ожидается в 2019–2020 годах. Ольгу не пугают возможные трудности, она говорит: «Главное, чему меня научил мой опыт работы с домом и двором за эти полгода, — никого не слушай и не бойся быть чудной в глазах других».
Автор: Ольга Погорельцева
Читайте на Strelka Mag:
Как петербуржец за свой счет отремонтировал парадную в доме 1910 года постройки
Как в Нью-Йорке борются за здоровый образ жизни горожан
Как библиотека в Калининграде изменилась благодаря пенсионерам