Найти тему
alektogroup.com

Рекомендации по описанию объекта закупки, установлению тех. характеристик в документации на закупку свинцово-кислотных АКБ

Общие сведения

1. Закупаемые батареи должны соответствовать требованиям соответствующих стандартов. Например, стартерные батареи для автотранспорта должны соответствовать

ГОСТ Р 53165-2008 «Батареи аккумуляторные свинцовые стартерные для автотракторной техники. Общие технические условия».

2. По назначению применяемые АКБ разделяются на три типа:

2.1. Стартерные свинцово-кислотные АКБ – предназначены для пуска, как двигателей транспортных средств, так и стационарных двигателей, например, резервных систем питания (дизель-генераторов и т.п.).

2.2. Буферные свинцово-кислотные АКБ – предназначены для работы в составе источников бесперебойного питания (ИБП), пожарно-охранных сигнализаций, систем жизнеобеспечения и т.п.

2.3. Тяговые свинцово-кислотные АКБ – предназначены для работы в составе электрических и гибридных транспортных средств, исполнительных механизмов (приводов двигателей и т.п.).

3. Батареи различают по их виду следующим образом:

- батарея обслуживаемая - батарея, имеющая общую крышку с одним или несколькими вентиляционными отверстиями, через которые могут выделяться газообразные продукты, в подавляющем количестве случаев эта крышка снабжена возвратным клапаном (клапанами) для рекомбинации газов;

- батарея с несъемным регулирующим клапаном (с газовой рекомбинацией) - батарея, у которой при нормальных условиях работы клапан закрыт, но устройство, которое позволяет выделяться газу при превышении внутреннего давления заранее установленного значения, также обычно оснащено лабиринтной крышкой. Обслуживание такой АКБ путем долива дистиллированной воды невозможно.

При наличии службы обслуживания АКБ на предприятии (в организации) или договора на обслуживание, рекомендуется закупать обслуживаемые АКБ, т.е. АКБ, предусматривающие возможность обслуживания с доливом дистиллированной воды.

4. В соответствии с п. 5.1 ГОСТ Р 53165-2008 новые обслуживаемые батареи могут поставляться в готовом к применению состоянии (заполненными электролитом и заряженными) либо сухозаряженными (с сохранением заряда, незаполненные электролитом).

Плотность электролита для заполнения этих батарей перед использованием (при отсутствии других рекомендаций изготовителя) должна быть 1,28±0,01 г/см3 при температуре 25 °С.

Батареи с несъемными регулирующими клапанами должны поставляться в готовом к применению состоянии, плотность электролита в них нельзя проконтролировать, так как он недоступен.

При наклоне батарей от нормального (рабочего) положения на угол 45° электролит не должен выливаться.

5. Маркировка батарей должна быть разборчивой и прочной. Качество маркировки должно сохраняться при эксплуатации, транспортировании и хранении батарей.

При закупке необходимо указывать корректную маркировку и тип закупаемой АКБ в соответствии со стандартами, условное обозначение типов батарей и их исполнений устанавливают по следующей схеме:

Схема установки обозначений АКБ
Схема установки обозначений АКБ

Пример условного обозначения батарей, состоящих из шести аккумуляторов номинальной емкостью 55 А x ч, с нормальным расходом воды N, поставляемых в готовом для работы состоянии (залитых электролитом и заряженных):

6CT-55N

- то же с малым расходом воды: 6CT-55L

- то же с очень малым расходом воды: 6CT-55VL

- то же с регулирующим клапаном: 6CT-55VRLA

В соответствии с п.6.6 ГОСТ Р 53165-2008 на АКБ сверху или на одной из четырех сторон, должны быть нанесены:

· товарный знак или наименование предприятия-изготовителя;

· условное обозначение батареи;

· знаки полярности: плюс "+" и минус "-";

· дата изготовления (месяц, год);

Дата изготовления может быть закодирована, в этом случае поставщик должен представлять информацию для ее идентификации;

· обозначение НД на батареи конкретного типа (стандарт, либо технические условия);

· номинальная емкость, А x ч при разряде током установленной величины до установленного напряжения;

· номинальное напряжение, В;

· ток холодной прокрутки;

· масса батареи.

Дополнительная информация.

Номинальная емкость. Для стартерных АКБ это C/20; для буферных АКБ это C/10; для тяговых АКБ это C/10 или C/5.

В соответствии с п. 6.3.1.4. ГОСТ 53165-2008, номинальная емкость батарей С20, А·ч, при 20-часовом режиме разряда или резервная емкость Ср, определяемая как время разряда, мин, должна быть достигнута на одном из первых трех разрядов по 8.5.1 ГОСТ Р 53165-2008». Ёмкость измеряется в ампер-часах А/ч.

Номинальное напряжение, В.
Номинальное напряжение, В.

При помощи измерения уровня напряжения можно оценить степень заряженности и степень износа необслуживаемых типов батарей (AGM и GEL VRLA).

Напряжение новой заряженной аккумуляторной батареи находится в пределах 12,7—12,9 В.

Ток холодной прокрутки ССА. Данный параметр может быть указан со ссылкой на один из стандартов EN, DIN, JIS и т.д.. Ток холодной прокрутки (ССА) измеряется в амперах и отражает стартерные характеристики АКБ.

В соответствии с п.3.1. ГОСТ 53165-2008: Ток холодной прокрутки – это ток разряда Iх.п., А, указанный изготовителем, который может обеспечить батарея для пуска двигателя в заданных условиях».

Существует несколько методик измерения тока холодной прокрутки (SAE, DIN, IEC, EN, JIS) и при сравнении CCA у разных АКБ нужно убедиться в том, что ток указан по одной и той же методике.

· SAE (Американский промышленный стандарт) SAE = (DIN х 1,5) + 40

· DIN (Германский промышленный стандарт) DIN = (SAE — 40) х 0,66

· IEC (Международная электротехническая комиссия) IEC = DIN / 0,85 В последние годы данный вид испытаний не проводится на европейском рынке.

· EN (Европейский стандарт EN 50342.1 2006, ранее – EN 60095-1) Испытание также проводится при -180С. Требования EN разделены на 2 методики – EN1 и EN2. EN2 = от 0,85% до 0,92% EN1.

· JIS (Японский промышленный стандарт).

Масса батареи.

Масса АКБ должна соответствовать значениям, установленным в нормативных документах (далее - НД) на батареи конкретного типа.1

Полярность. Наиболее распространены четыре вида полярности. Они отличаются компоновкой и объединением между собой элементов АКБ, это прямая и обратная полярность для легковых автомобилей и прямая и обратная полярность для грузовых.

Внутреннее сопротивление. Данный параметр не является обязательным показателем ГОСТ Р 53165-2008, но это один из важных параметров, с точки зрения оперативного контроля состояния АКБ для определения их соответствия нормируемому показателю. Этот показатель должен нормироваться каждым производителем (поставщиком) на определенной частоте от 50 до 1000 Гц.

Внутренне сопротивление заряженной АКБ составляет от нескольких тысячных до сотых долей Ома и складывается из сопротивлений электродов, электролита, сепараторов, межэлементных перемычек и других токоведущих деталей.

1 Обратите внимание, фактическая масса АКБ не должна быть меньше значения указанного производителем в НД, поскольку это основной параметр, позволяющий предотвратить приобретение некачественного товара.

Типовые значения внутреннего сопротивления у нового автомобильного аккумулятора легкового автомобиля составляет около 0,005 Ома и 0,003 Ома для грузового автомобиля или автобуса.

Включение нормируемого внутреннего сопротивления АКБ при формировании технического задания при описании объекта закупки аккумуляторных батарей соответствует требованиям части 2 статьи 33 Федерального Закона № 44-ФЗ, так как дополняет качественные характеристики объекта закупки.

Сопроводительная документация

Часть информации может содержаться в сопроводительной документации.

В сопроводительной документации на буферные и тяговые АКБ должна быть указана величина внутреннего сопротивления, плотность применяемого электролита при которой нормируются электрические характеристики, информация о количестве циклов заряда-разряда, которые обеспечивает данная АКБ или аккумулятор при определенных условиях – температуре окружающей среды и глубине разряда.

В техническом задании на батареи конкретных типов допускается (при необходимости) указывать дополнительные обозначения (например AGM, гелевый и т.д.).

· Традиционные («сурьмянистые») (Sb)

· Малосурьмянистые (Ca+ или Ca/Sb)

· Кальциевые (Ca/Ca)

· Гибридные (Hybrid, Calcium Plus или Ca+)

· Гелевые (GEL),

· AGM

Зарядные устройства

При выборе типа АКБ необходимо учитывать электрические параметры зарядных устройств (стационарные или автомобиля), которые будут работать в паре.

В таблице 1 «Зарядное напряжение» и таблица 5 «Разрядный и зарядный токи» раздела 9 «Методы испытаний» приведены максимальные параметры тока и напряжения при заряде АКБ.

Помимо этого, производители АКБ в зависимости от типа исполнения АКБ нормируют максимальное напряжение зарядного устройства.

Например, Номинальное напряжение для следующих типов АКБ:

-4

Неправильно подобранный тип батареи может способствовать преждевременному выходу из строя АКБ в процессе эксплуатации в случае недостаточного заряда или взрыву АКБ в случае перезаряда.

Рекомендуем не приобретать АКБ, с момента изготовления которых прошло более шести месяцев, если эти АКБ не имеют отметки о дополнительном обслуживании (так как за это время химические процессы в АКБ ухудшат показатели нормируемых параметров).

Описание объекта закупки при осуществлении закупки:

-5

Рекомендации при приемке АКБ и контролю технических параметров, используемых при описании объекта закупки:

-6
-7
-8
-9

В контракте необходимо указать порядок приемки по качеству поставляемых АКБ и возможность возврата или замены АКБ, не прошедших приемку по нормируемым параметрам.

В случае несовпадения нормируемых параметров по напряжению, плотности электролита, току холодной прокрутки или внутреннему сопротивлению при приемке АКБ, рекомендуется провести один контрольно-тренировочный цикл (заряд, разряд) для установления причины (брак или несформированность производителем АКБ).

Перечень организаций, имеющих в наличии необходимое оборудование и оказывающих услуги по экспертизе и обслуживанию АКБ:

1. Федеральное бюджетное учреждение «Государственный региональный центр стандартизации метрологии и испытаний в Омской области».

2. Федеральное государственное бюджетное учреждение «Судебно-экспертное учреждение федеральной противопожарной службы «испытательная пожарная лаборатория» по Омской области».

3. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный технический университет».