Некоторые философы любят повторять, что вся философия со времён Древней Греции — лишь спор между Платоном и Аристотелем. И имеют в виду в первую очередь теорию идей.
Теория идей. Звучит солидно. А что же она из себя представляет?
Предположим, перед кроватью стоят зеркала, в которых она отражается. В отражениях вы можете видеть две, три, десять кроватей, но сколько из них реальных? Одна. Та, которая и отражается.
Но подобно тому, что кровати в зеркалах — отражение одной, реальной кровати, всё кровати в мире — отражение одной идеальной кровати, или «идеи кроватности». Это идея — это то, что люди имеют в виду, говоря о любой абстрактной кровати.
Б. Рассел так объясняет эту концепцию:
Имеется много отдельных животных, о которых мы можем точно сказать: "Это кошка". Что мы подразумеваем под словом "кошка"? Очевидно, нечто отличное от каждой отдельной кошки. По-видимому, какое-либо животное является кошкой потому, что оно разделяет общую природу, свойственную всем кошкам. Язык не может обойтись без таких общих слов, как "кошка", и такие слова, очевидно, не являются бессмысленными. Но если слово "кошка" означает что-либо, то оно означает что-то, не являющееся той или этой кошкой, а представляющее собой нечто в роде универсальной котятности (cattness).
Если в случае кровати и кошки такая теория может показаться, мягко говоря, сомнительной, в случае математических объектов всё проще. Если по условиям задачи у нас есть определенный треугольник, то сколько бы мы его не рисовали, это будет отражением конкретного треугольника из задачи.
Теорию идей Платон подкрепляет красивой метафорой узников пещеры, которые видят не реальные предметы, а лишь их тени на стене:
Посмотри-ка: ведь люди как бы находятся в подземном жилище наподобие пещеры, где во всю ее длину тянется широкий просвет. С малых лет у них там на ногах и на шее оковы, так что людям не двинуться с места, и видят они только то, что у них прямо перед глазами, ибо повернуть голову они не могут из-за этих оков. Люди обращены спиной к свету, исходящему от огня, который горит далеко в вышине, а между огнем и узником проходит верхняя дорога, огражденная глянь-ка – невысокой стеной вроде той ширмы, за которой фокусники помещают своих помощников, когда поверх ширмы показывают кукол.
- Это я себе представляю.
- Так представь же себе и то, что за этой стеной другие люди несут различную утварь, держа ее так, что она видна поверх стены; проносят они и статую, и всяческие изображения живых существ, сделанные из камня и дерева. При этом, как водится, одни из несущих разговаривают, другие молчат.
- Странный ты рисуешь образ и странных узников!
- Подобных нам. Прежде всего разве ты думаешь, что находясь в таком положении, люди что-нибудь видят, свое или чужое, кроме теней, отбрасываемых огнем на расположенную перед ними стену пещеры?
Концепция Платона критиковалась и развивалась бесчисленное количество раз, порождая множество других гипотез и даже направлений философии.
Не то, чтобы в неё кто-то реально верил.