Внутри лавки музыкальных инструментов царил мягкий полумрак. Окна были завешены плотными шторами, и две тусклые лампочки едва-едва разгоняли темноту. На стенах висели акустические и электро-гитары, а также их младшие сёстры укулеле. В глубине просторного помещения виднелись силуэты скрипок и виолончелей.
Хлопнула входная дверь и внутрь ступил мальчик. Светлые непослушные волосы застыли в творческом беспорядке, и вместе с шортами и майкой ярких цветов они создавали ему образ проказника-непоседы. Навскидку ему было лет тринадцать, и казалось, его что-то беспокоило.
Из-за прилавка навстречу мальчику поднялся продавец - широкоплечий мужчина с небольшим пузом, прикрытым зелёной в белую клетку рубашкой. По лицу невозможно было угадать его возраст, и лишь редкая седина намекала на то, что продавец немолод. На мальчика он глядел, подняв бровь и поджав губы. Два противоречивых чувства боролись в нём — интерес и раздражение. Любопытно было, с чем пришёл мальчик в его лавку, а раздражал продавца сам факт нарушения спокойствия. И понимание того, что это спокойствие означает отсутствие покупателей и прибыли, лишь добавляло противоречивых мыслей.
В руках продавец держал самый обычный гроссбух, содержащий наименования товаров, их цены и даты продажи. Перед появлением юного покупателя он развлекал себя сочинением фантастических историй о продаже музыкальных инструментов. Как к нему заявился тролль, чтобы купить скрипку, и как он жаловался продавцу на сложность игры здоровенными пальцами на малюсеньком для него грифе. Или как вампир, взяв в руки укулеле, начинает весело на ней бренчать, напевая старинный мотив. Очередную такую фантазию и прервал появившийся мальчик. Поздоровавшись, он начал разговор:
- Скажите... Странный, наверное, вопрос... А у вас продаются отдельно струны для гитары?
- Только первые, - ответил продавец, имея в виду самую тонкую струну.
- ... Ладно. Значит, мне нужен полный комплект.
- Стальные, нейлоновые? - спросил продавец, выдвигая широкий ящик из-под прилавка. Там хранились конверты со струнами, пестревшие разноцветными логотипами производителей.
- Нейлоновые.
- Наверное, четвёртая струна подвела? - участливо спросил продавец. Четвёртая нейлоновая обладала тонкой оплёткой и под ней была примерно той же толщины, что и первая, а потому рвалась чаще других при долгом использовании.
- Нет, у меня шестая порвалась, - ответил мальчик и вздохнул. - Уже второй раз за последнее время. Как так выходит?..
Продавец перестал перекладывать конверты со струнами и обратился к мальчику.
- А ты часто играешь на гитаре?
- Ну... Иногда, - нехотя признался юный музыкант. Родители ему постоянно говорили, что он должен практиковаться, но как можно, когда во дворе мяч гоняют, а ещё домашку надо сделать?
- Ага, - многозначительно заметил продавец. - Видишь ли, тут есть один нюанс. Тебе вряд ли кто это скажет, да и звучит это дико, но гитары - они вроде как живые существа. Им нужны твоё внимание и ласка.
- В смысле? - мальчик удивлённо уставился на продавца. - Как это живые?
- Ты наверняка замечал, что иногда играть на гитаре проще, а иногда сложнее, и это никак не зависит от того, как часто ты практикуешься?
Мальчик кивнул.
- Дело в том, что у гитары есть настроение, которое меняется по своим, неизвестным для людей причинам. И наверняка ты замечал, что иногда гитара звучит пронзительно, вызывая грусть, а иногда весело и беззаботно, что аж прыгать от радости хочется?
Мальчик снова кивнул.
- Вот и получается, что мы не знаем, чем живёт гитара, но что живёт она, я могу гарантировать. И вот ты говоришь, второй раз у тебя рвётся шестая струна — самая толстая, заметь. Вообще, струны эти крепкие, неважно, нейлоновые или стальные. Просто так они не рвутся, даже если играть на них очень часто.
- И вы думаете, что это гитара рвёт струну?
- Вроде того. Тут дело такое - когда ты оставляешь гитару в одиночестве, ей становится сначала просто грустно, а затем и нехорошо. В отчаянии она начинает грызть струны, а они на такое не рассчитаны, вот и... - продавец показал руками, как что-то разрывается на части.
Мальчик, находясь под впечатлением, молчал. Затем шаркнул ногой и спросил:
- И как быть? Я не могу всё время уделять гитаре. Друзья зовут гулять, в школе уроки, а ещё приставка... Столько всего, что мне делать?
- Дать ей столько времени, сколько можешь. Каждый день. Скажи, у тебя или у твоих друзей живёт кто-нибудь дома - кот или собака?
- Да, у Коли. Он всё время рассказывает...
- А он рассказывает о том, что кормит кота два раза в день, играет с ним, гладит его? - перебил мальчика продавец.
- Ну... Да. Как же без этого.
- Вот и с гитарой также. Раз ты взял её к себе, значит, и обязательства за ней ухаживать на тебе.
- А если я не хочу? - произнёс мальчик громче прежнего.
- Что ж, тогда тебе стоит отдать гитару кому-нибудь, кто будет её ценить.
- А может... Может, я не буду надевать струны на неё?
- Это временное решение. Не найдя струн, гитара станет грызть саму себя, клей, которым скреплена, дерево, из которого составлена. Подождёшь немного и увидишь, как она развалится. Тебе это будет приятно?
Мальчик помрачнел и опустил глаза. Он попробовал представить, каково это - оставаться в одиночестве. Без того, чтобы мама обняла и растрепала волосы. Без того, чтобы с друзьями посмеяться над какой-то шуткой. Что значит стоять в углу и пылиться, пока не развалишься. Он окинул взором помещение, посмотрел на гитары, что ждут своих будущих владельцев...
- Дайте, пожалуйста, струны, - и мальчик полез в карман, доставая деньги. Продавец, однако, не торопился выполнить просьбу.
- Сначала, скажи, мой маленький покупатель, что ты решил.
- Что-что... Знаете, мне мама как-то предложила прочитать одну странную сказку. Я многого там не понял, шутки какие-то несмешные, история грустная... Одну фразу оттуда я запомнил. «Мы в ответе за тех, кого приручили.»
P.S.: Прочитали рассказ? Пожалуйста, напишите, как он вам. Я не волшебник, я только учусь, и мне нужна обратная связь. Что хорошо получилось, что плохо.
P.P.S.: Рассказ написан в рамках курса «Сторителлинг», который проводится в студии развития личности «Гальдр».