Найти в Дзене
OnJob

ОТЖ раздел3

«Четыре теории прессы»1: - авторитарная теория прессы; - либертарианская теория прессы; - теория социальной ответственности прессы; - советская коммунистическая теория прессы. Авторитарная система журналистики: 1) оформилась в XVI-XVII вв., широко практикуется во многих странах и в настоящее время; 2) возникла из философии абсолютной власти монарха, или его правительства, находящегося у власти, или того и другого; 3) главная цель – поддерживать и проводить политику правительства, находящегося у власти, и служить государству; 4) печать имеют право использовать те, кто получил патент, лицензию или другое подобное разрешение; 5) печать контролируется посредством правительственных патентов, лицензий, а так же цензуры; 6) запрещена в печати критика политического управления и лиц, находящихся у власти; 7) печать находится в руках частных лиц и/или государства; 8) отличается от других концепций журналистики тем, что рассматривает печать как инструмент осуществления правительственной политики.

«Четыре теории прессы»1:

- авторитарная теория прессы;

- либертарианская теория прессы;

- теория социальной ответственности прессы;

- советская коммунистическая теория прессы.

Авторитарная система журналистики:

1) оформилась в XVI-XVII вв., широко практикуется во многих странах и в настоящее время;

2) возникла из философии абсолютной власти монарха, или его правительства, находящегося у власти, или того и другого;

3) главная цель – поддерживать и проводить политику правительства, находящегося у власти, и служить государству;

4) печать имеют право использовать те, кто получил патент, лицензию или другое подобное разрешение;

5) печать контролируется посредством правительственных патентов, лицензий, а так же цензуры;

6) запрещена в печати критика политического управления и лиц, находящихся у власти;

7) печать находится в руках частных лиц и/или государства;

8) отличается от других концепций журналистики тем, что рассматривает печать как инструмент осуществления правительственной политики.

Эта схема, в самом общем виде, отражает суть авторитарной системы журналистики. Являясь старейшей, авторитарная журналистика включает в себя такие типы систем, как феодально-монархическая и религиозно-клерикальная.

Первые правительственные официозы появились во Франции. В 1611 г. Жан Ришар получил королевский патент и начал выпускать политический и литературный ежегодник «Mercure francais» («Французский Меркурий»). Кардинал Ришелье, став первым министром Франции в 1624 г., поставил во главе издания «своего» редактора – падре Жозефа, которого современники называли «серым преосвященством». Однако годовая периодичность и малый тираж «Французского Меркурия» не отвечал политическим задачам первого министра. Для систематического воздействия на общественное мнение Ришелье инициировал новое еженедельное издание – «La Gazette» (1631). Юридически «Газета» находилась в частных руках ставленника кардинала – Теофаста Ренодо, но, как пишет Л.Саламон, Ришелье «сразу понял, какие услуги газета может оказать его политическим планам, и всеми мерами старался упрочить ее положение, снабжал редакцию необходимыми техническими средствами, доставлял ей деятельных сотрудников и сам нередко помещал в газете специально для нее написанные статьи. Сверх того он присылал Ренодо копии с заключенных договоров и капитуляций, с посольских докладов и донесений об осадах и битвах, но, разумеется, лишь те из них, которые он находил нужным обнародовать. Сотрудником Ренодо был не только Ришелье, но и сам король Людовик XIII»1.

Таким образом, «La Gazette» Ренодо стала первым правительственным официозом в Европе, полностью контролируемым королевской властью, а с 1762 г. это издание стало официальным и выходило под названием «La Gazette de France» вплоть до 1944 г.

Авторитарная концепция наиболее ярко проявила себя в эпоху Наполеона. Французская революция в лице Законодательного собрания в 1791 г. провозгласила свободу печати. В результате во Франции возникло около сотни газет и журналов. Став первым консулом, Бонапарт сразу прикрыл около 60 парижских изданий, запретив оставшимся изданиям обсуждать политические вопросы.

Став императором, Наполеон оставил в Париже лишь четыре газеты. Официальным органом империи и «союзных» (оккупированных) государств был «назначен» «Monituer» («Наставник»). Все французские, германские и итальянские газеты могли перепечатывать политические новости только из французского «Наставника», иначе издание будет запрещено. И действительно, многие газеты на этом основании прекратили свое существование. В Италии, например, политическую информацию публиковал только «младший брат» парижского «Наставника» - «Monitore di Roma» («Римский наставник»). Таким образом, Наполеон, со свойственной ему энергией и рационализмом, подчинил всю прессу империи своим интересам.

ЛИБЕРТАРИАНСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА

Либертарианская система журналистики (libertarian – основанная на свободе воли):

1) оформилась и принята в Англии (после 1688 г.) и в США; влиятельна и в других странах;

2) теория развивалась из трудов Мильтона, Локка, Милля и из философии рационализма и естественных прав человека;

3) основные цели печати – информировать, развлекать, продавать, но главным образом помогать «открывать правду» и контролировать (check in) действия правительства;

4) печать имеет право использовать любой гражданин, обладающий для этого экономическими возможностями и средствами;

5) печать контролируется самопроизвольным процессом установления правды на «свободном рынке идей» («процесс возвращения к истине»), а также судами;

6) запрещены клевета, непристойности, измена в военное время;

7) печать принадлежит главным образом частным лицам;

8) основное отличие от других концепций в том, что печать является инструментом контроля над правительством (checking on government) и удовлетворения других нужд общества.

Главная цель средств массовой коммуникации состояла в оказании помощи гражданам в нахождении истины, в разрешении политических и социальных проблем путем предоставления всех фактов и мнений как основы для нахождения их решения. Для выполнения этой главной своей функции пресса должна быть свободна от контроля и давления правительства

В отношении природы знания и истины сторонники либертарианской доктрины утверждают, что человек может сам осмысливать мир вокруг себя и путем споров, дискуссий с другими индивидами находить путь к истине.

К основным функциям средств массовой коммуникации в либертарианской системе журналистики относятся информационная и развлекательная.

Главная цель средств массовой коммуникации состояла в оказании помощи гражданам в нахождении истины, в разрешении политических и социальных проблем путем предоставления всех фактов и мнений как основы для нахождения их решения. Для выполнения этой главной своей функции пресса должна быть свободна от контроля и давления правительства

В отношении природы знания и истины сторонники либертарианской доктрины утверждают, что человек может сам осмысливать мир вокруг себя и путем споров, дискуссий с другими индивидами находить путь к истине.

К основным функциям средств массовой коммуникации в либертарианской системе журналистики относятся информационная и развлекательная.

ЖУРНАЛИСТИКА СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Концепция социальная ответственности журналистики:

возникла в США в середине ХХ в.;

оформилась в ходе работы Комиссии по свободе печати, в частности из трудов ее члена Уильяма Хокинга – профессора философии Гарвардского университета;

основные цели СМК – информировать, развлекать, продавать, но главным образом переводить конфликт в рамки дискуссии;

использовать трибуну СМК может каждый, если у него есть что сказать;

деятельность СМК контролируется мнением общества, действиями потребителей, профессиональной этикой журналистов;

запрещено серьезное вмешательство в частную жизнь и жизненно важные общественные интересы;

СМК находятся в частных руках, если только правительство не вынуждено взять часть из них (или учредить новые) в свои руки в интересах общества;

СМК должны взять на себя обязательства по социальной ответственности, в противном случае их должны к этому принудить.

Основываясь на новых социально-политических реалиях ХХ в. и отталкиваясь от практических шагов журналистики навстречу новым веяниям, Комиссия по свободе печати сформулировала следующие требования к прессе (1947 г.), которые и легли в основу доктрины ее социальной ответственности:

1. Предоставлять «правдивый, исчерпывающий и вдумчивый отчет о событиях дня, данный в контексте, который делает их значимыми, то сеть отделять факты от мнений, сообщать «всю правду» о факте (оценить для читателя достоверность разноречивых источников).

2. Служить «форумом для обмена замечаниями и мнениями», то есть стать трибуной общественной дискуссии, переводящей социальной конфликт из плана насилия в план обсуждения». Это не значит, что СМК должны дать слово всем желающим. Однако массинформационные монополии обязаны доносить до своей аудитории самые разнообразные мнения, в том числе противоположные тем, которых придерживаются они сами, не отказываясь при этом от права пропагандировать свои собственные взгляды.

3. Отражать мнения и интересы различных социальных, этнических, конфессиональных слоев путем создания «представительной картины тех групп, которые составляют общество».

4. «Представлять и разъяснять задачи общества и его ценности».

5. Обеспечивать «полный доступ к сведениям, полученным за день». У общественности есть право доступа к информации, фундаментальное право быть информированной. А поскольку пресса является представителем общественности, она должна разрушать все барьеры на пути свободного потока новостей, способствовать открытости источников информации.

Для выполнения этих задач, по мнению Комиссии, необходимо объединить усилия самой прессы, общественности и правительства.

Прессе при этом предписывается обязанность стать средством общественного пользования в области распространения информации, экспериментировать с содержательными материалами высокого качества, которые не сулят немедленной финансовой отдачи, заняться энергичной взаимной критикой и стремиться улучшить качество журналистских кадров. Радиоиндустрии следует забрать от рекламодателей контроль над составлением программ.

Правительство, со своей стороны, может поощрять открытие новых СМК, принимать более действенные меры для защиты прав граждан от злоупотреблений свободой слова и даже принимать меры, которые формально идут вразрез с принципами свободной прессы.

Теория социальной ответственности устанавливает определенные ограничения (кроме внешних) на пути свободного потока информации. Однако сам механизм этих ограничений абсолютной свободы прессы настолько зыбок и несовершенен, что чреват возможными рецидивами авторитаризма со стороны правительства, медиамонополий, с одной стороны, и злоупотреблениями свободой слова во вред гражданам и общества, с другой стороны

СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ЖУРНАЛИСТИКИ

1. Оформилась в России – СССР в начале ХХ в. Практикуется в странах коммунистической ориентации (Корея, Китай, Куба, Вьетнам и др.).

2. Возникла из марксистско-ленинской идеологии, идеи «диктатуры пролетариата».

3. Главная цель – служить пропагандистско-агитационно-организационным рупором партии (в советские годы – правящего режима).

4. СМИ могут открываться (закрываться) только по решению ЦК партии.

5. Печать контролируется партийными органами и с помощью цензуры (лито).

6. Запрещена критика политического строя, пропаганда иных способов правления.

7. Печать находится в руках правящей партии, государства, общественных организаций, контролируемых партийными органами.

8. Сочетает в себе авторитарную концепцию и идею социальной ответственности (партийной), рассматривает СМИ как инструмент партии в проведении государственной политики.

Социалистическая журналистика зарождалась в недрах самодержавно-буржуазной России как один из типов партийной печати (наряду с черносотенной, октябристской, кадетской, эсеровской, анархистской). После октябрьской революции 1917 г. и закрытия всех так называемых буржуазных газет и журналов, на освободившемся информационном пространстве бывшей Российской империи искусственно строился новый тип системы журналистики для «диктатуры пролетариата».

Новая система создавалась на основе ленинского видения социалистической журналистики, отраженного в статьях «О характере наших газет», «Очередные задачи Советской власти» и многих других, а также постановлений Центрального комитета коммунистической партии.

В отличие от всех существовавших и существующих систем журналистики, социалистическая система не допускала даже возможности частных средств массовой коммуникации. Основные средства производства газет и журналов были обобществлены (огосударствлены) в первые же годы Советской власти.

Вторым важным отличием социалистической системы журналистики было то, что вся пресса была выведена из коммерческого (делового) оборота. Редакциям не нужно было думать о бумаге, типографии, рекламе, доходах, прибыли – все эти вопросы раз и навсегда были решены партийными постановлениями. Таким образом, была создана экономическая свобода для журналистов (нет олигархов, медиамагнатов, иных владельцев, аренды помещений, скачущих цен на бумагу и полиграфические услуги).

Третьим, и наиболее существенным отличием новой системы журналистики от других, было то, что она, даже получив, по Марксу, «возможность беспрепятственного самостоятельного и одностороннего развития», типологически создавалась не в результате некой эволюции в связи с запросами рабоче-крестьянской аудитории, а была «построена» сверху (партией) с учетом максимального агитационно-пропагандистского влияния на все слои населения.

В горизонтальном ряду выстраивались центральные «средства массовой информации и пропаганды: центральный орган КПСС – «Правда», отраслевые органы ЦК КПСС – «Сельская жизнь», «Социалистическая индустрия», «Советская культура»; орган Верховного совета народных депутатов – «Известия»; комсомол имел свой центральный орган – «Комсомольскую правду», пионеры – «Пионерскую правду», профсоюз – газету «Труд». Каждое ведомство выпускало свои газеты и журналы: «Гудок» (МПС), «Строительная газета», «Медицинская газета», «Советская торговля», «Водный транспорт», «Воздушный транспорт» и др. Для женщин предназначались журналы «Крестьянка», «Работница», писатели выпускали «Литературную газету». Центральное телевидение и радио подчинялись соответствующему Государственному комитету.

Средства массовой информации и пропаганды (СМИП) определялись как идеологическое оружие партии в ее борьбе за развитие социалистической экономики и воспитание нового человека коммунистической формации на основе морального кодекса строителя коммунизма и марксистско-ленинских догматов. Функции СМИП сводились к ленинской триаде: быть коллективным агитатором, пропагандистом и организатором.

Выполняя социально-политический заказ партии, журналисты довольно много писали об опыте работы передовых предприятий, колхозов, совхозов, о передовиках производства и социалистического соревнования, критиковали отстающих и нерадивых. Сочетание критики и самокритики (такое тоже было по постановлению партии) и пропаганды лучших образцов было нацелено на поступательное развитие индустриальной и научно-технической базы промышленности и сельского хозяйства, экономического, идейного и нравственного воспитания нового человека. Так журналистика выполняла свою агитационно-пропагандистскую функцию.

Организаторская функция состояла в том, что по критическим материалам СМИП предприятия, организации, партийные и советские органы обязаны были (тем же ЦК КПСС) принимать меры устранения недостатков и информировать о них прессу, а через нее общество.

Конечно, критика в прессе была контролируемой и даже заданной. Например, журналисты-международники не могли писать о положительных явлениях и фактах в капиталистических странах, но были свободны в своем поиске негативных сторон буржуазного образа жизни

Пресса в СССР не разделялась на массовую и качественную в современном понимании

Журналистика периода развития выступает в поддержку существующего режима и его усилий по обеспечению экономического развития. Таким образом средства массовой коммуникации помогают обществу. Эта концепция возникла в рамках исследования масс-медиа развивающихся стран, для которых не применимы положения других нормативных теорий. Здесь сказываются четыре фактора:

• отсутствие коммуникационной инфраструктуры, профессиональных кадров, производственных и культурных ресурсов и достаточной аудитории;

• зависимость от развитых стран в техническом, профессиональном и культурном отношениях;

• подчинение всех социальных институтов главной задаче: экономическому, политическому и социальному развитию страны;

• осознание своей идентичности и собственных интересов в международной политике.

Деятельность журналистики периода развития резко направлена против любых форм внешней зависимости, а также произвольного авторитаризма. Поддерживается положительное использование средств массовой информации в деле национального развития, декларируется автономия и культурная идентичность конкретного национального общества.

Общее, что объединяет журналистику периода развития с другими системами, это признание в качестве главной цели самого экономического развития (следовательно, социальных реформ) и зачастую связанного с ним «строительства нации». Поэтому определенные свободы прессы и вещания отступают перед долгом способствовать достижению этих целей.

В типологии журналистики периода развития просматриваются черты советской системы без ее идеологической составляющей.

Действие теории демократического участи (партиципаторной теории) распространяется в основном на журналистику развитых либеральных обществ. В то же время она стыкуется и с некоторыми положения-

ми теории для медиа периода развития, в частности с ее упором на «базис» общества.

Главным в этой теории является неприятие коммерциализации и монополизации частных СМИ и признание необходимости централизации и бюрократизации институтов общественного вещания, созданных в соответствии

с нормами социальной ответственности. Таким образом, общественное вещание значительно повысило бы роль средств массовой коммуникации в процессе социального развития и осуществления демократических реформ. Препятствием к выстраиванию подобных систем является стремление некоторых организаций общественного вещания к чрез­мерному патернализму, крайней элитарности, желанию быть бли­же к истеблишменту, излишней податливости к политическому и экономическому давлению, чрезмерной монолитности, излишнему профессионализму.

Термин «демократическое участие», - отмечает Г.П.Бакулев, - несет и некоторый от­тенок разочарования в существующих политических партиях и в системе парламентской демократии, которые, кажется, потеряли связь со своими корнями, затрудняя, а не упрощая участие масс в политической и общественной жизни. Здесь присутствует опре­деленный элемент постоянной реакции на «массовое общество», которое заорганизовано, чрезмерно централизовано и не способ­но предоставить индивиду и меньшинству реальные возможности для выражения мнения.

Теория свободной прессы бессильна из-за влияния рынка, а теория социальной ответственности неуместна из-за того, что участвует в бюрократическом государстве и обслу­живает организации и профессии в сфере медиа. Практикуемое прессой саморегулирование и подотчетность крупных вещатель­ных организаций не помешали росту медиаинститутов, которые управляются из властных центров общества или которые не справляются с задачей удовлетворять потребности, рождающиеся в ходе повседневного опыта граждан.

Следовательно, главным в партиципаторной теории являются потребности, интересы и надежды активных получателей информа­ции в политическом обществе. Она касаются права на получение нуж­ной информации, права на ответ, права использовать средства ком­муникации для взаимодействия в небольшом сообществе, объеди­нении по интересам, субкультуре. Эта теория отвергает необходимость однородных, централизованных, дорогостоящих, сильно профес­сионализированных, нейтрализованных и контролируемых государ­ством медиа. Она выступает за многообразие, локальность, деинсти-туцианализированность, взаимозаменяемость ролей отправителя и получателя, горизонтальность коммуникационных связей на всех уровнях общества, взаимодействие, заинтересованность.

В этой модели сочетаются самые разные компоненты, включая либертарианство, утопизм, социализм, эгалитаризм, движение в защиту окружающей среды и локализм.

Теория демократического участия утверждает, что представителям этнических групп должен быть открыт доступ к медиа и созданы возможности для возрождения или укрепления своей куль­туры.1