...Никогда не знаешь, из-за какого поворота судьбы вывернет твой роковой трамвай, прогрохочет по тебе колесами, выкинет на обочину и оставит разбираться с тем, что тебе осталось от этой жизни. Роковой трамвай мексиканской художницы Фриды Кало искалечил ее тело, обрек на жизнь, полную боли, лишил возможности иметь детей. Но кто знает, если бы жизнь обошлась с ней более ласково, написала бы она свои потрясающие картины?
Утрата невинности
О том, что жизнь может быть жестокой, Фрида Кало узнала в шесть лет. Заболев полиомиелитом, живая подвижная девочка была вынуждена почти целый год провести в своей комнате. Болезнь иссушила ее правую ногу и дети дразнили ее "хромоножкой". Родители отдали дочь в самое престижное учебное заведение Мексики. Талантливая Фрида стала подружкой самого лучшего мальчика школы. Алехандро Гомес Ариас был признанным лидером и красивым парнем. В роковой для Фриды Кало день 17 сентября 1925 года она и Алехандро ехали на автобусе. Внезапно вывернувший из-за поворота трамвай протаранил деревянный автобус насквозь. Фрида в буквальном смысле была насажена на кол. Железный поручень вонзился в ее левый бок и, проткнув тело насквозь, повредив позвоночник, сломав тазовые кости, вышел между ног. "Я лишилась девственности", -- с присущим ей жутковатым юмором описывала Фрида впоследствии поворотный момент своей судьбы.
Врачам с трудом удалось собрать девушку буквально по частям. Она с неменьшим трудом привыкала к мысли, что отныне ее удел -- страдания и постоянная боль. Тот сентябрьский день навсегда искалечил жизнь Фриды. Но, как бы жестоко это ни звучало, он стал и днем рождения великой художницы. "Я ни разу не помышляла о рисовании до 1926 года, когда оказалась прикована к постели после аварии", -- писала Фрида другу. Затянутая в гипсовый корсет, лишенная общения с друзьями, девушка тосковала безмерно. И, чтобы развеяться, попросила мать сделать ей специальный мольберт, чтобы ей можно было рисовать лежа. Она рисовала портреты друзей и автопортреты.
Слон и голубка
С любовью всей своей жизни и будущим мужем Фрида Кало познакомилась еще школьницей. Всемирно известного художника-монументалиста Диего Риверу пригласили расписывать главную аудиторию. В свои 36 лет он был фантастически толст, но перед его обаянием и напором устоять было невозможно -- красавицы-модели дрались за него и пачками падали к его ногам.Ривера вспоминал, как его будущая жена пробиралась в школьный зал и часами сидела под подмостками, гипнотизируя его пристальным взглядом.
Через пять лет пути Фриды и Диего снова пересеклись. 40-летнего женолюба не могла не привлечь симпатичная 20-летняя девушка. "Ее темные и густые брови соединялись над переносицей и были похожи на крылышки черного дрозда, раскинувшиеся над потрясающими карими глазами", -- поэтически описывал лицо Фриды Диего. Но окончательно сразили художника ее картины: "В них была пластическая честность, жизнеутверждающая чувственность и безжалостная наблюдательность. Для меня был очевиден факт, что эта девушка -- настоящий, оригинальный художник".
Они поженились в августе 1929 года. Свадьбу слегка омрачила бывшая супруга Диего Люпе Мартин. Подойдя к невесте, она задрала подол ее юбки и громко заявила: "Вы видите эти две палки? Теперь у Диего будут эти ноги вместо моих". Диего напился, размахивал пистолетом, сломал кому-то палец, потом они с Фридой подрались. По этому первому дню брака нетрудно было предвидеть, что супружеская жизнь Фриды не будет безоблачной.
Высокие отношения
Супружеская чета поселилась в модерном особняке в городе Сан-Ангел. Особняк составляли два отдельных разноцветных дома. В розовом поселился Диего, в голубом -- Фрида. Дома были соединены галереей, и Фрида, когда была не в настроении, запирала этот единственный проход. Для плохого настроения Фриды были веские причины - Диего изменял. Однажды он закрутил бурный роман с ее младшей сестрой. В отместку Фрида начала изменять ему с мужчинами и женщинами. И если по поводу подруг Фриды Диего совершенно не расстраивался, то слухи о ее романах с мужчинами приводили его в ярость.
Одним из многих мужчин, любивших Фриду, был знаменитый скульптор Исаму Ногучи. Любовники решили снять квартиру для встреч и даже заказали мебель. Но в магазине, увидев имя Фриды на квитанции, решили, что диванчики и стулья нужно отправить в двойной особняк в Сан-Ангел. Счет был представлен Диего для оплаты. Как Фрида выпуталась из этой ситуации, история умалчивает. Известно только, что это был конец романа Фриды и Исаму.
Не устоял перед ней и идеолог русской революции Лев Троцкий. Из-за седой бороды Фрида в шутку называла Троцкого "козликом", но ореол героя революции не мог не привлечь ее. Тем более что "козлик" был падок до женщин. Троцкий начал писать Фриде любовные письма, он вкладывал их в книги и передавал объекту своей страсти в присутствии своей жены и ее мужа. Вскоре последовали страстные свидания. Роман был бурным, но недолгим, и, к счастью для всех, Диего о нем никогда не узнал.
Самым серьезным ее увлечением был венгр Николас Мюрей, в 1920-х годах ставший одним из самых знаменитых фотографов США. "Я люблю тебя так, как никого не любила. Только Диего так же близок моему сердцу, как ты", -- писала любовнику Фрида. Диего из сердца Фриды не смог вытеснить никто... "У меня было два несчастных случая в жизни. В первом меня чуть не убил трамвай. Второй несчастный случай -- это Диего", -- писала Фрида в другом письме.
Замуж за мужа
В 1939 году Фрида отправилась во Францию - на персональную выставку. Выставка прошла очень успешно. Василий Кандинский был так впечатлен работами Фриды, что на глазах у всех поднял ее на руки и расцеловал. Хвалил ее и великий Пикассо. В знак признания он подарил ей пару серег в виде кистей рук из черепаховой кости с золотыми манжетами. После парижской выставки Фрида заняла прочное место в пантеоне сюрреалистов. "Я никогда не знала, что я -- сюрреалист, пока мне не сказали об этом", -- простодушно признавалась она.
По возвращении из Парижа Диего и Фрида развелись. Причины называются самые разные -- от ревности Диего до "художественных разногласий". Но развод был кратковременным -- они проводили так много времени вместе, что Диего уговорил Фриду заключить повторный брак.
Она согласилась на услових, что содержит себя самостоятельно и платит половину домашних расходов. И, самое главное: никакого секса! Фрида объяснила это тем, что ей будет крайне трудно заниматься любовью с Диего, потому что в ее воображении постоянно присутствуют все те женщины, с которыми он ей изменял. "Я был так счастлив вернуть Фриду, что согласился на все", -- писал в мемуарах Диего. В декабре 1940 года они вторично поженились.
Разбитая колонна
В начале 1940-х здоровье Фриды сильно ухудшилось. Врачи прописали ей полный покой, и почти все время она была закована в корсеты. Несмотря на боль, она продолжала рисовать. Придя в больницу после очередной операции (всего их было около 30), друзья пришли в ужас -- Фрида была подвешена к потолку на стальных кольцах, ее ноги оттягивали мешки с песком, и перед ней стоял мольберт. Она рисовала! В это время Фрида создает свои самые впечатляющие полотна -- "Разбитая колонна", "Без надежды", "Маленький олень". Кровь, боль, слезы, бессилие -- она сыта всем этим по горло, она хочет исторгнуть все это из себя, и исторгает -- на холст.
Много работ посвящены и второму "несчастному случаю". В работе "Диего и я" муж Фриды словно впечатан в ее лоб, в другой работе половинки их лиц образуют единое целое. На картине "Любовное объятие вселенной" Фрида держит на руках маленького голого Диего, и их двоих обнимает мать-земля. "Диего -- это начало, мой ребенок, мой любовник, мой муж; это я, это вселенная. Почему я называю его мой Диего? Он не был и не будет моим. Он принадлежит только себе", -- признавалась сама себе Фрида в дневнике.
Диего любил жену и не раз заявлял друзьям, что если бы умер, не зная ее, то никогда бы не узнал настоящей женщины. Однако же он патологически не мог сохранять верность. Он изменял ей всегда, даже когда она находилась в больнице в тяжелейшем состоянии. Он мог часами баюкать ее на руках, а на другой день не являлся в палату, увлеченный очередной интрижкой.
Ампутация ноги лишила Фриду последних сил. Последние месяцы жизни она принимала наркотики, чтобы успокоить боль. И выпивала в день по две бутылки коньяка. Диего часто видели плачущим. "Если бы я был храбрее, я бы убил ее. Я не могу видеть, как она страдает", -- говорил он. В июле 1954 года Фрида умерла.
Безутешный Диего за несколько дней превратился в старика. В крематории близкие Фриды стали свидетелями душераздирающей сцены. Когда тележка с пеплом Фриды выкатилась из печи, пепел все еще сохранял форму ее тела. Диего выхватил карандаш и стал лихорадочно зарисовывать этот последний портрет жены...
Было интересно? Подпишись на наш канал и читай:
Ирина Владимирова (с) "Лилит"