Найти тему
Окопная Правда

Бумажная война. Часть 1.

Кто-то скажет, что война во все времена одинакова. Те же смерти, та же грязь и т.д. Однако, если посмотреть на военные конфликты, которыми был насыщен XX век, то они, по сравнению с предыдущими, приобретают новое качество.

Войны становятся тотальными!

Тотальная война - тип военного конфликта, при котором все участвующие стороны используют все доступные им методы и способы, чтобы добиться победы.

Теперь боевые действия ведутся не только на полях сражений, в грязи траншей и окопов; не только на лазурной глади морей и океанов; не только в небе, но и в тиши редакторских кабинетов и гудящих залах типографий.

Пассажиры Нью-Йоркского метрополитена. Типичная картина, характеризующая привычки жителей крупных индустриальных городов первой четверти XX века.
Пассажиры Нью-Йоркского метрополитена. Типичная картина, характеризующая привычки жителей крупных индустриальных городов первой четверти XX века.

Война тотальная, война бумажная...

Как явление, пропаганда корнями уходит в историю человечества. Но колоссальное воздействие на общество и людей она стала оказывать лишь в XIX и XX веках, в связи с общим техническим прогрессом и развитием образования.

Фотография самодельной радиостанции. Фотография 1920-х годов.
Фотография самодельной радиостанции. Фотография 1920-х годов.

В задачи пропаганды входило решение различных вопросов: от сплочения рядов граждан (или подданных, в зависимости от политического режима), мобилизации сил и людей, до формирования четкой картины мира в умах обывателя и интерпретации событий в нужном ключе.

Работница обновляет пропагандистские плакаты на уличном стенде.
Работница обновляет пропагандистские плакаты на уличном стенде.

В этой и последующих статьях цикла "Бумажная война" мы познакомим наших уважаемых читателей с пропагандой стран, принимавших участие в Первой Мировой войне.

Однако стоит сразу оговориться - из всех её видов, мы сделаем акцент на пропаганде наглядной (графической): то есть основной фокус придется на плакаты, газетные рисунки, карикатуры и т.д.

И начнем мы, пожалуй, с Великобритании.

Начало Первой Мировой войны в метрополии население встретило всеобщим ликованием.

Народ Британии с восторгом встречает решение об объявлении войны Германии и её союзникам по Тройственному союзу.
Народ Британии с восторгом встречает решение об объявлении войны Германии и её союзникам по Тройственному союзу.

По стране прокатилась волна антигерманских выступлений, которая сопровождалась даже погромами и преследованиями людей, носящих немецкие фамилии.

Здесь следует упомянуть один весьма щекотливый факт - в Великобритании правила династия, имеющая германские корни.

Король Георг V - правил Британской империей с 1910 по 1936 годы
Король Георг V - правил Британской империей с 1910 по 1936 годы

Не желая прослыть германофилом Георг V 17 июня 1917 года выпустил специальный указ по которому представители британской королевской династии стали именоваться Виндзорами. До этого они были известны всему миру как Саксен-Кобург-Готская династия.

Переименование британской династии в 1917 стал одним из показательных фактов пропагандистского толка. Георг V метлой выметает титулы, ассоциировавшиеся с Германией. Карикатура в журнале "Панч".
Переименование британской династии в 1917 стал одним из показательных фактов пропагандистского толка. Георг V метлой выметает титулы, ассоциировавшиеся с Германией. Карикатура в журнале "Панч".

Первая мировая война поставила перед Великобританией несколько вопросов, требующих спешного решения. Например, надо было организовать создание большой (конечно по-английским меркам) сухопутной армии. Это вылилось в появление множества агитационных плакатов, призывающих идти в армию.

"За мной. Твоя страна нуждается в тебе". Британский агитационный плакат периода Первой Мировой войны.
"За мной. Твоя страна нуждается в тебе". Британский агитационный плакат периода Первой Мировой войны.
"Женщины Британии говорят - идите!" Британский агитационный плакат периода Первой Мировой войны.
"Женщины Британии говорят - идите!" Британский агитационный плакат периода Первой Мировой войны.
"Займи своё место". Британский агитационный плакат периода Первой Мировой войны.
"Займи своё место". Британский агитационный плакат периода Первой Мировой войны.

Для тех, кто сомневался в правильности такого выбора создавались особые плакаты. Они были нацелены на разные аудитории, использовали разные приемы воздействия на сознание человека, но цель была одна - сподвигнуть человека принять участие в большой драке.

"Давай! Не пропусти возможность хорошенько подраться..."  Агитационный плакат, имевший хождение в Ирландии.
"Давай! Не пропусти возможность хорошенько подраться..." Агитационный плакат, имевший хождение в Ирландии.
"А ты участвуешь в этом?". Британский агитационный плакат периода Первой Мировой войны.
"А ты участвуешь в этом?". Британский агитационный плакат периода Первой Мировой войны.
"Папа, а что ты делал во время Великой войны?". В Великобритании Первую Мировую называют также Великой войной. Британский агитационный плакат периода Первой Мировой войны.
"Папа, а что ты делал во время Великой войны?". В Великобритании Первую Мировую называют также Великой войной. Британский агитационный плакат периода Первой Мировой войны.
"Будешь ли ты сражаться сейчас, или подождешь ЭТОГО?". Британский агитационный плакат периода Первой Мировой войны.
"Будешь ли ты сражаться сейчас, или подождешь ЭТОГО?". Британский агитационный плакат периода Первой Мировой войны.
"Думаешь отсидеться дома? Завтра может быть слишком поздно и враг окажется на пороге. Поэтому вступай в армию сейчас". Британский агитационный плакат периода Первой Мировой войны.
"Думаешь отсидеться дома? Завтра может быть слишком поздно и враг окажется на пороге. Поэтому вступай в армию сейчас". Британский агитационный плакат периода Первой Мировой войны.
"Кто отсутствует? Это ты!" Джон Булль - собирательный персонаж, олицетворяющий "типичного" англичанина.
"Кто отсутствует? Это ты!" Джон Булль - собирательный персонаж, олицетворяющий "типичного" англичанина.
"Лорд Китченер нуждается в тебе!" Плакат, ставший своеобразным образцом "рекрутинговой" пропаганды.
"Лорд Китченер нуждается в тебе!" Плакат, ставший своеобразным образцом "рекрутинговой" пропаганды.

Первая Мировая война стала ещё и войной экономик. Поэтому следовало приучить людей работать лучше, быстрее и качественнее, а также нацелить на режим тотальной экономии. На эту тему также создавались разнообразные "агитки".

"Не трать хлеб! Экономя два ломтя в день, ты помогаешь побеждать подводные лодки". Британский агитационный плакат периода Первой Мировой войны.
"Не трать хлеб! Экономя два ломтя в день, ты помогаешь побеждать подводные лодки". Британский агитационный плакат периода Первой Мировой войны.
"Кухня - залог победы! Экономьте хлеб". Британский агитационный плакат периода Первой Мировой войны.
"Кухня - залог победы! Экономьте хлеб". Британский агитационный плакат периода Первой Мировой войны.
"Без выходных!" Подпись гласит: У британских работников военной промышленности нет выходных.
"Без выходных!" Подпись гласит: У британских работников военной промышленности нет выходных.

Особую категорию составляют плакаты, посвященные государственным военным займам, а также частным благотворительным акциям, собиравшим деньги на военные нужды.

Плакат, посвященный сбору материальных средств в фонд помощи солдатам из Уэльса.
Плакат, посвященный сбору материальных средств в фонд помощи солдатам из Уэльса.
"Покупай военные займы сейчас". Британский агитационный плакат периода Первой Мировой войны.
"Покупай военные займы сейчас". Британский агитационный плакат периода Первой Мировой войны.
"Купи 16 июня бульдога и обеспечь нашим бравым парням комфорт!"
"Купи 16 июня бульдога и обеспечь нашим бравым парням комфорт!"

Уход множества мужчин на фронт вызвал небывалое привлечение женщин на трудовой фронт. Этим не преминули воспользоваться английские суфражистки (активистки, требовавшие полного равноправия мужчин и женщин в обществе). Они призывали английских женщин активнее осваивать мужские профессии и доказать всем, что "слабый пол" ни в чем не уступают мужчинам.

"Женщины выиграют эту войну". Британский агитационный плакат периода Первой Мировой войны.
"Женщины выиграют эту войну". Британский агитационный плакат периода Первой Мировой войны.
"Вступай в сельскохозяйственную армию". Женщины активно привлекались к полевым работам.
"Вступай в сельскохозяйственную армию". Женщины активно привлекались к полевым работам.
"Национальная сельскохозяйственная армия" агитировала женщин осваивать мужские профессии в аграрном секторе, чем "вгоняла" чопорных англичан в ступор.
"Национальная сельскохозяйственная армия" агитировала женщин осваивать мужские профессии в аграрном секторе, чем "вгоняла" чопорных англичан в ступор.

Подводя итог, отметим, что Великобритания в течение 4 лет войны с помощью умелой агитации и массированной пропаганды сумела убедить своё население в необходимости доведения Первой Мировой войны до победного конца.

Спасибо, что дочитали статью до конца!

Ждите продолжения!

Народ, пока это всё! С Вами была Окопная правда!
Народ, пока это всё! С Вами была Окопная правда!