Кто-то скажет, что война во все времена одинакова. Те же смерти, та же грязь и т.д. Однако, если посмотреть на военные конфликты, которыми был насыщен XX век, то они, по сравнению с предыдущими, приобретают новое качество.
Войны становятся тотальными!
Тотальная война - тип военного конфликта, при котором все участвующие стороны используют все доступные им методы и способы, чтобы добиться победы.
Теперь боевые действия ведутся не только на полях сражений, в грязи траншей и окопов; не только на лазурной глади морей и океанов; не только в небе, но и в тиши редакторских кабинетов и гудящих залах типографий.
Война тотальная, война бумажная...
Как явление, пропаганда корнями уходит в историю человечества. Но колоссальное воздействие на общество и людей она стала оказывать лишь в XIX и XX веках, в связи с общим техническим прогрессом и развитием образования.
В задачи пропаганды входило решение различных вопросов: от сплочения рядов граждан (или подданных, в зависимости от политического режима), мобилизации сил и людей, до формирования четкой картины мира в умах обывателя и интерпретации событий в нужном ключе.
В этой и последующих статьях цикла "Бумажная война" мы познакомим наших уважаемых читателей с пропагандой стран, принимавших участие в Первой Мировой войне.
Однако стоит сразу оговориться - из всех её видов, мы сделаем акцент на пропаганде наглядной (графической): то есть основной фокус придется на плакаты, газетные рисунки, карикатуры и т.д.
И начнем мы, пожалуй, с Великобритании.
Начало Первой Мировой войны в метрополии население встретило всеобщим ликованием.
По стране прокатилась волна антигерманских выступлений, которая сопровождалась даже погромами и преследованиями людей, носящих немецкие фамилии.
Здесь следует упомянуть один весьма щекотливый факт - в Великобритании правила династия, имеющая германские корни.
Не желая прослыть германофилом Георг V 17 июня 1917 года выпустил специальный указ по которому представители британской королевской династии стали именоваться Виндзорами. До этого они были известны всему миру как Саксен-Кобург-Готская династия.
Первая мировая война поставила перед Великобританией несколько вопросов, требующих спешного решения. Например, надо было организовать создание большой (конечно по-английским меркам) сухопутной армии. Это вылилось в появление множества агитационных плакатов, призывающих идти в армию.
Для тех, кто сомневался в правильности такого выбора создавались особые плакаты. Они были нацелены на разные аудитории, использовали разные приемы воздействия на сознание человека, но цель была одна - сподвигнуть человека принять участие в большой драке.
Первая Мировая война стала ещё и войной экономик. Поэтому следовало приучить людей работать лучше, быстрее и качественнее, а также нацелить на режим тотальной экономии. На эту тему также создавались разнообразные "агитки".
Особую категорию составляют плакаты, посвященные государственным военным займам, а также частным благотворительным акциям, собиравшим деньги на военные нужды.
Уход множества мужчин на фронт вызвал небывалое привлечение женщин на трудовой фронт. Этим не преминули воспользоваться английские суфражистки (активистки, требовавшие полного равноправия мужчин и женщин в обществе). Они призывали английских женщин активнее осваивать мужские профессии и доказать всем, что "слабый пол" ни в чем не уступают мужчинам.
Подводя итог, отметим, что Великобритания в течение 4 лет войны с помощью умелой агитации и массированной пропаганды сумела убедить своё население в необходимости доведения Первой Мировой войны до победного конца.
Спасибо, что дочитали статью до конца!
Ждите продолжения!