Найти в Дзене

Прогулки по городу скрипящих статуй

Липки, что в Киреевском районе Тульской области, как только не называют: и парком сталинского периода, и советским Суздалем, и городом скрипящих статуй. И все потому, что в нем сохранился не только исторический облик, но даже сам дух типичного шахтерского городка сороковых-пятидесятых годов прошлого века. Липкам как городу в этом году исполняется шестьдесят четыре. Деревня Липки известна с семнадцатого века, в 1940-е здесь стали разрабатывать месторождение бурого угля, населения за счет рабочей силы резко прибыло, и деревне придали статус поселка, назвав его Липковским. И только в 1955-м населенному пункту присвоили гордое «звание» города, вернув заодно историческое наименование. Жизнь тут течет неспешно и размеренно, словно по раз и навсегда заведенному распорядку. Кажется, что не так давно по зеленым улицам, обсаженным вековыми липами, прошли на смену шахтеры, а из местной школы того и гляди выбегут пионерки в красных галстуках и в фартучках с крылышками. Дома тут сплошь двухэтажн
Фото Елены Кузнецовой
Фото Елены Кузнецовой

Липки, что в Киреевском районе Тульской области, как только не называют: и парком сталинского периода, и советским Суздалем, и городом скрипящих статуй. И все потому, что в нем сохранился не только исторический облик, но даже сам дух типичного шахтерского городка сороковых-пятидесятых годов прошлого века.

Липкам как городу в этом году исполняется шестьдесят четыре. Деревня Липки известна с семнадцатого века, в 1940-е здесь стали разрабатывать месторождение бурого угля, населения за счет рабочей силы резко прибыло, и деревне придали статус поселка, назвав его Липковским. И только в 1955-м населенному пункту присвоили гордое «звание» города, вернув заодно историческое наименование.

Жизнь тут течет неспешно и размеренно, словно по раз и навсегда заведенному распорядку. Кажется, что не так давно по зеленым улицам, обсаженным вековыми липами, прошли на смену шахтеры, а из местной школы того и гляди выбегут пионерки в красных галстуках и в фартучках с крылышками.

Фото Елены Кузнецовой
Фото Елены Кузнецовой

Дома тут сплошь двухэтажные, выстроенные в послевоенный период заботливым государством для своего народа – простых рабочих, инженеров, врачей и учителей. Газоны обрамляет изысканное кружево литых чугунных оград. А вот и помпезный, слишком большой для такого населенного пункта дом культуры и некогда шикарный стадион. Безусловно, особый колорит городку придают сохранившиеся в относительно хорошем состоянии гипсовые скульптуры.

На центральной аллее всех первыми встречают хорошо побеленные угольщики. И неважно, что у обоих проблемы с верхними конечностями – у одного нет правой, а у второго – обеих рук. А еще у бедняг то ли время, то ли местные хулиганы отобрали их орудия труда – отбойные молотки. Неподалеку от славных шахтеров разместился солдат с маленькой девочкой на руках – уменьшенная копия памятника Евгения Вучетича советскому солдату из берлинского Трептов-парка. Воин точно так же попирает ногами фашистскую свастику. Гипсовый меч у героя одно время отсутствовал, а потом местные любители прекрасного вернули солдату оружие, выточив его то ли из металла, то ли из фанеры и покрыв побелкой в тон монумента. Видимо, к юбилею Победы памятник привели в порядок, он сохранился явно лучше, чем его соседи по аллее.

Вот поблескивает пенсне Антон Чехов, а неподалеку развесил свои пышные усы буревестник революции Максим Горький. На соседней улице в поисках краснокожей паспортины роется по карманам Маяковский. А еще здесь почему-то с особым пиететом относились к академику Павлову. Отлитый в гипсе, нобелевский лауреат, известный во всем мире физиолог и психолог тоже прячется на одной из липковских улиц.

Открывающаяся шахтерами аллея завершается у стадиона. На одном из облупившихся постаментов треснувший в районе грудной клетки футболист пытается забить свой видимо последний в жизни гол. Интересно, что бы сказал о его физическом и психологическом состоянии академик Павлов? На втором постаменте, как утверждают знающие люди из числа аборигенов, в давние годы возвышался хоккеист, но он оказался слишком хрупок и не выдержал испытания временем.

Фото Елены Кузнецовой
Фото Елены Кузнецовой

Среди гипсового населения Липок можно встретить веселых пионерок, которым отсутствие рук совершенно не мешает прилежно учиться. Ну разве что салютовать совершенно невозможно… Есть тут памятник пилоту разбившегося в войну самолета, мамам и папам с младенцами на плечах. Причем все младенцы отчего-то до боли напоминают дедушку Ленина. Разумеется, в тот период жизни, когда он был «маленький, с кудрявой головой».

А вот и сам Ильич, но отлитый в металле и потому отлично сохранившийся. Заинтересованные люди подсчитали, что на каждые 600 жителей Липок приходится по одной статуе, так что в плане насыщенности скульптурными произведениями этот маленький шахтерский городок превосходит культурные столицы мира.

Многие наши современники, устав от суеты нынешних будней, принимаются ностальгировать по советской эпохе, когда все вроде бы было так просто и ясно. Модным стало открывать стилизованные под те годы кафе, рестораны, гостиницы.

А что если превратить Липки в своеобразный музей под открытым небом? Он наверняка пользовался бы успехом у туристов. Увы, вандалы, время, дожди и ветры мало-помалу делают свое дело, и липковские гипсовые скульптуры времен расцвета социализма в скором времени могут просто исчезнуть с лица земли, как они уже исчезли с улиц, площадей, из парков и скверов других городов. И тогда город утратит присущий ему шарм, всю свою самобытность и неповторимость.

Фото Елены Кузнецовой
Фото Елены Кузнецовой
Фото Елены Кузнецовой
Фото Елены Кузнецовой