Попытки заглянуть в грядущее были присущи человечеству всегда. Но подробные описания вероятного будущего появляются главным образом во второй половине XIX века. За последние полтора столетия эти прогнозы и провидения менялись довольно регулярно – во многом вслед за изменчивым настоящим. И теперь мы можем наблюдать целую вереницу порой наивных, а порой и весьма проницательных предсказаний, сделанных фантастами и футурологами прошлого. Concepture рассуждает о явлении ретрофутуризма и его значении для дня сегодняшнего.
Наверное, всякий, кто читал фантастику, однажды сталкивался с очень курьезными эпизодами – либо с совершенно нереалистичным, либо наоборот нелепым изобретением или явлением, которое подается как вещь будущего. Футурологическая литература конца XIX – середины XX вв. была полна летающих людей и городов, таблеток, утоляющих голод и портативных преобразователей природы, но вместе с тем там почти ни слова о компьютерах, средствах связи или аугментации человека.
Горизонт будущего во многом определен настоящим, поэтому граждане XXII века так часто носят пиджаки и шляпы, а также много курят и читают газеты. Кстати, подобные эстетические пересечения впоследствии станут важной частью самых разных таймпанков.
Футуризм XIX, да и почти всего ХХ века давно превратился в ретро, но на фоне серьезного кризиса всей научной фантастики сегодня – он многим интересен. Кому-то в качестве объекта ностальгии, кому-то в качестве «взгляда назад», чтобы увидеть то, как думали и о чем мечтали в прошлом. Поскольку прошлое порождает наше настоящее и будущее, то ретрофутуризм – не просто музейный экспонат. Это еще и пример того, как устроены типичные ошибки тех, кто моделируют будущее.
Первые шаги в будущее
Конечно, вплоть до 60-х гг. ХХ века практически вся научная фантастика и футуристические изображения – предельно наивны, просто потому что они не анализируют, а фантазируют. Люди этого периода еще верят в прогресс и разум, а все их прозрения (Жюль Верн, Луи Буссенар, Герберт Уэллс, Александр Беляев и др.) – всего лишь экстраполяции наличных технологий.
При этом в описании еще можно было придумать нечто совершенно новое, а вот в образах – почти невозможно. Это хорошо видно в рисунках Альбера Робида (Albert Robida) и Жана-Марка Коте (Jean-Marc Côté), которые хотя и предсказали ряд новшеств, но целиком на основе уже существующего (телеграф, аэроплан, пароход и т. д.).
Теперь эти картины – классика ретрофутуризма, воплощающая еще довольно оптимистичный взгляд на развитие технологий. То, что в конце XIX века казалось забавным – например, концепты новых видов войск и оружия – к 1914 году станет реальностью, для участников больше похожей на ад.
Альбер Робида начинал как карикатурист и иллюстратор, а в 80-е написал три романа о ХХ веке. За эти книги его по праву считают одним из отцов стимпанка (точнее: дизельпанка, т. к. для него важно электричество). Он буквально был заворожен той новой эрой, что сулил технический прогресс, однако, когда он с ним встретился (во время Первой мировой войны), то испытал тяжелейший кризис и прекратил творить.
Словно сошедшие с его рисунков огромные тяжеловооруженные линкоры, бои в воздухе, химическое оружие оказались не такими уж и интересными в жизни. Кстати, проницательный Робида в своем романе все-таки отважился подумать и над социальными изменениями будущего: он предсказал эмансипацию женщин, сексуальные свободы, «пробные браки» (гражданские браки), дорожные пробки, широкое распространение туризма.
Жан-Марк Коте также был одним из визионеров конца XIX века, выпустившим в 1899 году серию иллюстраций под названием «В 2000 году». В его будущем существуют дистанционные конференции и видео-чаты, роботы-уборщики, подводные кафе, ускоренные инкубаторы, спасательные самолеты и молекулярная кухня. Эти изображения распространялись в виде открыток на Всемирной выставке 1900 года, а в 1986 году попали к Айзеку Азимову (он как раз писал книгу о ретрофутризме: «Дни будущего: видение 2000 года из XIX века»).
Полную версию статьи читайте на сайте Concepture.club и на нашем канале в Телеграм
Автор текста Иван Кудряшов