Симатани Ясохати:
«Держите синай свободно пустым» - хотя это звучит легко, на самом деле это очень сложно освоить…….
Когда мы говорим о 手の内 (tenouchi), мы часто имеем в виду «захват, как сжатие tenugui», однако большинство людей слишком сильно сжимают меч, в результате чего вызывают слишком сильное напряжение в руках и плечах. Захват с помощью выступающего с рукоятки наполовину мизинца может облегчить движение синая, но он разрушает его центральную ось, что затрудняет работу. Некоторые люди говорят, что в то время как захват большого и указательного пальцев должен быть в такой форме, что вы можете балансировать на них чашу сакэ, но это приводит к тому, что ваши руки зажимаются. А если вы сосредоточитесь на том, чтобы толкнуть синай во время удара как можно дальше, удар будет нанесён правой рукой. Научится ударить хороший мен действительно очень сложно.
Все ученики Симатани Ясохати изучали 手の内 (tenouchi). Вы должны помнить, что, когда он начал изучать кендзюцу ( он сначала изучил Джиген-рю, но позже также узнал Асаяма итиден-рю и Итто-рю ), сэнсэи того периода делали упор на использование настоящего меча. Впоследствии учителя, жившие в эпоху Симатани Ясохати, также упоминали о том чтобы использовать синай, как если бы вы использовали настоящий меч, акцентируя внимание на 手の内 (tenouchi).
Захват во многом зависит от используемой вами руки.
Мы можем разбить 手の内 (tenouchi) на 3 типа: tenouchi в kamae, tenouchi при ударе и tenouchi после удара.
1. Пустые руки:
Поместите руки вместе. Перемещение их в эту позицию изменит то, как вы держите меч / синай. Ваши запястья должны согнуться так, чтобы сформировать ту же форму, что и форма хирагана, и они должны быть скручены внутрь. Перемещайте правую руку вперед и левую руку, как будто вы встаёте в chudan no kamae. Ваш большой палец и указательные пальцы должны образовывать кольцо, параллельное полу, и вы должны иметь возможность балансировать на них кубок сакэ.
2. Сжатие (chakin shibori):
Удерживая влажную ткань (tenugui), согните все пальцы и захватите ее. Используя свой мизинец, безымянный палец, средний палец и большой палец в качестве основы, скрутите ткань внутри и выжмите ее.
3. Размещение пальцев:
Положите мизинец левой руки на нижний узел цукамаки (кожа, хлопок или шелк, привязанный к катана), кусок которой торчит. Меч должен держаться немного дальше, чем основание мизинца. Ваша левая рука не должна опираться поверх металлических креплений у основания ручки. Вы должны сжать ручку с мизинцем и безымянным пальцем, закрыть средний палец и почувствовать, как будто вы слегка давите на основание вашего большого пальца на ручке сверху. Ваш большой палец должен казаться круглым и находиться над средним пальцем. Указательный палец также кажется круглым и лежит рядом с большим пальцем.
Ваша правая рука должна держать меч также, как левая и быть примерно на 1 см на расстоянии от цуба.
4. Держите лезвие под прямым углом:
Лезвие должно опускаться по центральной линии тела. Левое запястье должно быть в форме く. Лезвие должно удерживаться так, как описано выше, поэтому оно находится под прямым углом к захвату. Когда вы стоите в камаэ, ваши руки не должны быть напряжены.
Левая рука должна быть такой, как если бы вы держали бумажный зонтик, и правый, как будто вы держите ребенка. То есть, не держитесь слишком сильно или слишком легко, при этом не издавая лишнего шума.
5. Захват синая:
При захвате синая делайте это своими запястьями одинаково и убедитесь, что синай удерживается по центральной линии тела. Левая рука должна располагаться на самом конце ручки, при этом мизинец слегка сжимается снизу (небольшая часть ручки будет выступать). Пальцы должны держаться так, как описано выше, например, вы держите бумажный зонт. Правое запястье руки принимает форму く и должно быть размещено непосредственно на ручке. Ладони ваших рук должны располагаться комфортно на синае, а ваш захват рукоятки должен быть мягким.
Много людей, которые прикладывают свои пальцы к самому верху синая, или зажимают ручку большим и указательным пальцами. Необычное tenouchi, как это, приводит к использованию силы плеча.
Функции 手の内 (tenouchi).
1. 手の内 (tenouchi) в kamae:
Вы должны полностью контролировать синай, но, при этом делать это мягко. В chudan no kamae кулак в нижней части вашего большого пальца левой руки должен быть слегка вытолкнут из вашего пупка, а кенсен должен находиться на центральной линии.
2. 手の内 (tenouchi) при ударе (Kiri-te):
Сгибая левую руку, переместите меч вверх по центральной линии вашего тела с ощущением отталкивания кенсена назад. Правая рука следует за левой. При разрезе делайте так, словно рисуете круг кенсеном. В этот момент вы должны сжать мизинец, кольцо и средние пальцы. В это время будут использоваться мышцы подмышек обоих рук, и в зависимости от использования мизинца правой руки верхняя часть правой руки будет растягиваться. Левая рука - движущая сила, а правая задает направление и поддержку.
Kiri-te (момент разреза): Сжатие обеих рук использует действие push и pull (нажатие правой руки, вытягивание левой руки). Когда вы сделаете это, запястья обеих рук будут растягиваться прямо. Немедленно расслабьте руки, чтобы закончить вырез. Качество «sae» (захвата) при разрезе определяется правильным сжатием и ослаблением захвата рукояти в свое время.
3. 手の内 (tenouchi) после удара:
В момент удара хватка должна быть немедленно расслаблена. То есть, вы должны немедленно вернуть как свою хватку, так и ваш дух в состояние до удара, а затем двигаться медленно - без намека на небрежность - обратно в камаэ.
Симатани-сэнсэй подчеркивал это во время практики окий мен: после удара вам следует расслабиться и немедленно позволить вашей цуба спуститься до уровня горла мотодати, затем, медленно и без потери концентрации, вернитесь в камаэ.