Рождественские гастроли Государственного академического заслуженного ансамбля танца Дагестана «Лезгинка» в Италии начались с приключений – в аэропорту Болоньи выяснилось, что пять чемоданов с багажом не прилетели вместе с артистами из Махачкалы. В чемоданах – барабаны и кинжалы. Премьерные номера “Ритмы Кавказа” и “Танец с кинжалами” были под угрозой срыва. Старшему гастрольной группы ансамбля, заслуженному артисту Дагестана Нуградину Салимову пришлось приложить немало усилий, чтобы разыскать потерянный реквизит.
Мы встретились с Нуградином сразу после спектакля в Виченце, и он рассказал о тайнах танцах и приключениях настоящих джигитов в Италии.
- Барабаны нам доставили быстро, но ящик с кинжалами пришлось разыскивать более суток, так что первый концерт в Болонье, к сожалению, прошёл без ледянящих кровь трюков, - рассказывает Нуградин.
- Наверное, непросто вывозить за границу холодное оружие?
- Конечно, необходимо предъявлять заключения экспертов о том, что кинжалы - реквизит, у них острый – только наконечник, а лезвия без заточки. Заслуженный артист Дагестана Эльдар Ибрагимов бросает кинжалы с рук и из рта. Он способен удерживать зубами целый букет острых и длинных ножей. Не самое приятное занятие, но джигит никогда не подаст вида, что ему трудно.
- Часто встречаете Новый год на гастролях?
- Мы гастролируем девять месяцев в году, поэтому случается. В Италии отметили уже второй раз. В этот раз мы закончили концерт в Вероне без двух минут двенадцать, и встретили год вместе с нашим зрителем под звуки оваций и аплодисментов. Сразу после концерта в фойе театра гостям предлагали просекко и рождественский панеттоне, похожий по вкусу на пасхальный кулич. Мы пошли гулять по ночному праздничному городу, раскрашенному салютами. Навестили Джульетту в знаменитом дворике с балконом. Встретили много влюбленных пар, и убедились в том, что Верона – город любви.
- Слышала, что в ансамбле “Лезгинка” - несколько семейных пар.
- Да, одна из них мы с моей супругой Тамарой. Она тоже заслуженная артистка Дагестана. Мы познакомились в ансамбле 15 лет назад – практически сразу, как я пришёл в коллектив, так что “Лезгинке” я обязан ещё и семейным счастьем. На итальянских гастролях также были супруги Исмаил Алиев и Луиза Гайдарова. Луиза отметила свой день рождения 1 января на сцене в Виченце.
- Вы танцуете в паре с женой?
- Да, конечно. Мы участвуем во всех танцах, есть и сольные номера. Помните танец “Кумыкская сюита”, где жених бросает бурку под ноги невесте? Этот жест символизирует, что девушку забирают в семью джигита. На Кавказе, выходя замуж, девушка сразу становится частью семьи мужа. Женихом и невестой были мы.
- Вы так лихо отплясываете на кончиках пальцев, наверное, сложно этому научиться?
- На Кавказе танцевать “Лезгинку” должен каждый мужчина, а как иначе выразить свои чувства понравившейся девушке? В старые времена именно танец помогал признаваться в любви – без слов. Горцы не стоят на коленях перед девушками, они стоят – на пальцах, чтобы показать свою удаль и силу воли. Но когда ты занимаешься танцем профессионально, то травмы, к сожалению, неизбежны. Бывает, что танцоры ломают пальцы, срывают ногти. Один танец длится около 4 минут, а концерт – 2 часа.
- Даже специальная обувь не спасает?
- Мы танцуем в старинных сапогах ичигах, которые достались нам от предков. Сделаны они из мягкой эластичной кожи по специальной технологии. Традиционные ичиги изготавливаются без каблуков, каких-либо застежек и подскока, плотно прилегают к голенищу и надеть их без сноровки непросто.
- Как вы попали в ансамбль “Лезгинка”?
- Я не из династии танцоров, но мне всегда очень нравилась “Лезгинка”, я ходил обучаться. Однажды меня заметили и предложили попробовать свои силы. Дали испытательный срок, за который нужно было освоить весь репертуар ансамбля, подтянуться, показать свой потенциал. Я тренировался день и ночь, ведь это огромная удача – работать в таком прославленном коллективе! У меня высокий рост, а это значит, что особое внимание нужно было уделить именно пальцовке. В коллективе те, у кого рост около 185 сантиметров танцуют на пальцах, а те, кто пониже – выполняют трюки. Сейчас мне 33 года, 15 из которых я – часть легендарного коллектива, которым руководит Джамбулат Магомедов, заслуженный деятель искусств России, Дагестана и КБР, кавалер ордена Дружбы, ордена Почета, доверенное лицо Президента РФ Владимира Путина. В сентябре “Лезгинке” исполнилось 60 лет, 28 из которых коллективом руководит Джамбулат Мусаевич. Я очень благодарен ему за доверие, ведь я впервые сопровождал наш коллектив за границей в качестве старшего группы.
- “Лезгинка” - самый многонациональный ансамбль мира. Какие народности встречаются среди 90 участников коллектива?
- 33. Среди нас есть аварцы, кумыки, лакцы, лезгины, ногайцы, русские. Лично я – даргинец из дагестанского города Каспийска.
- У вас с Тамарой двое детей, они хотят продолжить династию?
- Дочке Салиме – всего четыре года, сыну Мухаммаду – девять, он умеет танцевать лезгинку, как и любой кавказский мальчишка. Но пока мы не видим, чтобы танец был его страстью. Время покажет.
- Ваши концерты в Италии прошли с аншлагами. Удалось пообщаться со зрителями лично?
- В городе Прато (Тоскана) зрители пришли к нам за кулисы. Итальянцы восхищались нашими костюмами и хотели узнать значение символики, украшений. Это было очень приятно. У нас действительно потрясающие наряды, созданные по историческим канонам.
Записала Катерина Мигулина, Италия, Виченца
Текст опубликован в № 9 "Российской газеты" за 17 января 2019 года