Фильмы "Родные" и "Ладан-навигатор" показывают две разные стороны одного конфликта. Собственно, в ядре обоих фильмов лежит документалистика - и задача показать судьбы людей, затерянных и разодранных войной. При этом сняты фильмы довольно топорно, не столько как продукт, сколько как обертка для стандартной идеи о том, что "везде люди, хорошие люди". Стоит разобраться, как каждый фильм доносит эту идею и ради чего все это в принципе снято.
"Ладан-навигатор" снят в формате роуд-муви, причем достаточно большая часть кадров взята вообще с видеорегистратора, что убивает всякую динамику напрочь. В "Родных" фиксируется огромное количество разговоров, интервью, но динамики там немного больше за счет длинных вставок с шествиями и урбанистическими кадрами. В одном фильме задачей становится мужская дружба, община. Во втором - та же община, но уже в виде семьи. Одинаково в обоих фильмах задачу обессмысливает большое количество "околодиалогов", квасных размышлений, что на мой взгляд выдает очень любительский уровень. Что-то подобное монтируют люди, приехавшие с отдыха с большим количеством роликов на родной "мыльнице".
Именно из-за большого количества лишних и ненужных кадров (то мы сушим деньги, то рассуждаем о "противлении революции") посыл совершенно искажается. Приступая к "Ладану", я хочу увидеть историю в формате "Одиссеи" о путешествии к истокам православной религии на Афон. На худой конец, мне хочется увидеть путь "послушания" иеродиакона, его размышления на этот счет, становление и перековку личности, отдающей себя в служение. Вместо этого я вижу разговоры застольного формата, весьма слабый гайд по изготовлению ладана и культурную программу донбасских ополченцев. Взять один из этих аспектов в самом себе и развить его - и уже выйдет вещь, то, что может быть интересно потенциальному зрителю. Но стоит смешать все в одном коктейле, стилизованном под очередное развитие "национальной идеи" - и весь замысел начинает стремительно отдавать перебродившей эклектикой, намешанной совершенно без всякого эстетизма. "Родные" не лучше хотя бы уже по той причине, что диалоги там занимают огромное пространство, при этом длинные, в документальном стиле, рассуждения персонажей тоже очень трудно досмотреть до конца.
Идея человечности, утверждающаяся в обоих фильмах, тоже оформлена совершенно не в том духе, какой хотелось бы увидеть в фильме-пропаганде. Да, идет война, да, всем плохо, но неужели разумный путь прекращения войны - растворение личности в семье/религии/одной из сторон конфликта (нужное подчеркнуть). Мало того, и пропаганда в фильмах оформлена так неискусно, что совершенно нет никакого желания поддаваться ей. Какие-то безусловные выводы есть, их невозможно оспаривать и сложно отрицать. Но все эти вечные рассуждения на кухнях и в машинах набивают оскомину, когда из них строят долгий фильм.
Возможно, эти фильмы делались для определенных людей, с определенной целью, на определенные средства. Сложно объяснить иначе, почему сделанный ладан должен непременно попасть на Донбасс (более нелогичной и абсурдной пропаганды мне еще не встречалось), или почему все герои "Родных" говорят о каких-то нововведениях новой власти, как о высшем благе. Все очень топорно, если в этом и был какой-то смысл, то простому зрителю он, конечно, понятен не станет. Но сожаления этот факт как-то и не вызывает.