Читайте эту статью на сайте Идеальный турист
Еще до появления электрических и дизельных моторов, лодками приходилось управлять вручную с помощью вёсел или чем-то тянуть. Во многих регионах Европы, в частности, Нидерландах и Великобритании, были очень распространены лошадиные баржи. Лошади, а иногда мулы или ослы, шли по тропинке и выполняли работу буксира – они тянули лодку, наполненную товарами или пассажирами. Так как лодка находится на воде, её трение с жидкостью значительно меньше, чем с землей. Это дает возможность сильному животному тянут в 50 раз больше веса, чем в обычной тележке.
Лошадиные баржи: история
Очень долго лодки тянули мужчины, так как берег находился в частной собственности и не было специальных дорог, по которым могла пройти лошадь. Нередко можно было увидеть группу уставших и замученных мужчин разного возраста, пробиравшихся через чащу леса и камыши и тянувших за собой лодку.
И лишь в конце 18 века на территории Британии вдоль рек и каналов началось строительство особых путей для буксировки лодок – бечевников. Это позволило заменить человека на лошадь в этой нелегкой работе. Вскоре лошадиные баржи превратились в удобный способ для доставки почты, транспортировки мелких грузов и перевозки пассажиров. В самый разгар промышленной революции в Британии большие объемы увесистой продукции приходилось транспортировать в разные уголки страны, и лошадиные баржи отлично выполняли свою работу.
В 1770-х годах в Британии начался активный период строительства разветвленных систем каналов, часто называемый «золотым веком каналов». В то время люди вкладывали огромные суммы в строительство новых водных путей. Несмотря на то, что многие из них становились нерентабельными, система каналов быстро расширилась.
К середине 1830-х годов она составляла до 6,5 тыс. км. Естественно, в это период появилось много компаний специализирующихся на строительстве каналов. Среди них была ожесточенная конкуренция и соперничество. Именно они придумывали изощренные способы транспортировки лошадей по узким тропинкам на берегах рек. Об этом далее.
Лошадиные баржи: эффективные способы системы транспортировки
Эти каналы 18-го века были очень узкими, что относительно удешевляло их строительство. Соответственно, только узкие лодки, шириной менее двух метров, могли лавировать по этим речкам. Однако, необходимы были разные инновационные решения, чтобы предотвратить спутывание буксирных тросов у лошадей, когда они перемещались от берега к берегу или под туннелями и мостами.
В месте, где необходимо было заменить лошадь или перевезти её на другой берег, строили особенные мосты с пандусами, благодаря которым лошади переходили через канал, не снимая канат. К этим переходам вели трапы. Выглядело это так: лошадь поднималась по трапу с одной стороны канала, пересекала мост по пандусу и спускалась уже с другой стороны реки. Затем продолжала свой путь.
У многих мостов есть специальные тропинки под ними, бечевники. Однако, если у туннеля или моста их не было, лошадь отсоединяли от баржи, и лодочники были вынуждены «продвигаться» по туннелю самостоятельно. Зачастую проходы были очень узкими и низкими, чтобы их строительство не было сильно дорогим. Поэтому лодочники лежали на спине и отталкивались ногами от стен туннеля и таким образом толкали лодку вперед. Часто лодочники нанимали профессиональных леггеров для того, чтобы упростить навигацию по длинным туннелям.
Лошадиные баржи в Нидерландах
В Нидерландах, где транспортировка по каналам была гораздо популярней, лошадиные баржи начали работать на сто лет раньше, чем в Великобритании. В этой стране такую лодку называли трекшуит (trekschuit), или буксируемая баржа.
Первый трекшуит начал курсировать в 1632 году между городами Амстердам и Харлем и перевозил до 30 пассажиров за раз. Канал проложили по прямой линии – это сократило маршрут до 20 км. Однако, на полпути пассажирам приходилось делать пересадку в другую лодку. Этот промежуточный город в конечном итоге стали называть Халфвег, что и означает «на полпути». Такое путешествие становилось всё успешнее и 20 лет спустя маршрут был продлен от Харлема до Лейдена. Это удлинило канал приблизительно в два раза.
Уже в начале 18-го века наиболее важные прибрежные города в Нидерландах были связаны сетью трекшуитов и паромных маршрутов. Такая поездка на буксируемой барже была комфортнее, надёжнее и дешевле многих видов транспорта. Скорость составляла около 7 км в час. Это быстрее ходьбы, но зато комфортнее, чем на автобусе. Система буксировочных путей стала распространяться по всему миру именно отсюда. Так, в 1820-х годах в США была вырыта система каналов Огайо и Эри с использованием такой же системы бечевников.
После активного внедрения железных дорог лошадиные баржи утратили популярность, но до сегодняшнего дня в некоторых городах Великобритании (Фокстон, Годалминг, Тивертон, Аштон-андер-Лин, Ньюбери и Лланголлен) на них продолжают катать туристов.