В то время, как биткоин потерял 85% от своей стоимости за 2018 год, настоящая трагедия медвежьего рынка измерялась в человеческих потерях. В этой серии статей мы будем публиковать интервью с бывшими членами блокчейн-сообщества, которые покинули крипто-сектор ради возвращения в реальный мир. Имена были изменены для сохранения конфиденциальности.
Бодрящее январское утро, я жду снаружи Старбакса в вестибюле станции Кингс Кросс в Лондоне. Сейчас 10 часов и транспортный поток замедлился, но Кингс Кросс далёк от спокойствия. Здесь не прекращается шум и гам, и появляется ощущение, что этому никогда не будет конца. Но конец наступит - в час ночи, когда двери станции закроются на ночь. Тогда наступят четыре часа пустоты. Абсолютная тишина, словно сцена из пост-апокалиптического фильма. Аналогия вызывает тревогу.
“Именно это произошло в крипто-мире”, говорит мне по прибытии Ленни, пунктуальный с точностью до минуты. Он совсем не такой, как я ожидал. Я предвосхищал увидеть щуплого ребёнка, может только после колледжа, в худи и с грязной головой, чьи наивные мечты о быстром обогащении были разбиты о жёсткий спад, произошедний на крипторынках. Но Ленни за 30, он гладко выбрит и носит рубашку с пиджаком от Marks & Spencer. Это такой человек, который всё ещё заботится о своём внешнем виде. Не потому что это поможет ему получить работу, как я выяснил позже, а потому что на данный момент эти маленькие ритуалы - единственное, что его сдерживает. Он выглядит, будто занимается спортом, что подтверждает его железная хватка, когда мы пожимаем руки. Он сильный - по крайней мере физически. Эмоционально - это уже совсем другая история.
“Это было как в 28 Дней Спустя”, объясняет он, когда мы присаживаемся с нашими латте в дверном проёме. “В один день всё нормально, ты живёшь своей жизнью, у тебя невеста, будущее, и всё хорошо. А затем ты просыпаешься и…” он делает странный жест, но его значение понятно. “Всего этого уже нет. Практически за ночь. Твои надежды и мечты. Благосостояние - это одно дело, но потеря собственной индивидуальности разрушила меня.”
Ленни рос с отцом, который стал хранить в золоте во время высокой инфляции в 1970-х и с матерью, которая была одной из первых женщин, получивших докторскую степень по экономике в Кембридже. Он был подвержен австрийскому образу мышления с ранних лет. “Это имело смысл, интуитивно”, объясняет он. “Дефляционная денежная политика, обеспеченные золотом валюты - и биткоин как технологический преемник всего этого. Меня это зацепило.”
Какое-то время всё шло так, как и было запланировано. Ленни начал покупать биткоины в середине 2016. Когда цена начала расти, он увеличил свою позицию и взял кредит. “Идея заключалась в том, чтобы получить некоторую прибыль, выплатить долги и купить золото, все мы знали, что надвигалась буря”, говорит он - под “все” Ленни имеет в виду раздающееся на крипто-форумах эхо, где разговоры о предстоящем экономическом коллапсе - ежедневная классика. “Но всё вышло не так.”
Ленни бросил свою работу осенью 2017, прямо когда биткоин начал свой параболический рост - и незадолго до того, как он открыл значительную позицию с привлечением заёмных средств. “В один день я вышел из офиса после очередного спора с моими коллегами, которые называли биткоин аферой. Они смеялись надо мной; никто из них не понимал. И, кстати, я всё ещё не думаю, что они были правы. Не об афере, не о технологиях: я просто сказал им, что мне больше никогда не нужно будет работать и пожелал наслаждаться своей жизнью. И ушёл.”
Примерно шесть недель спустя пузырь лопнул и Ленни потерял свою девушку, квартиру и достоинство. “Я был прав в одном”, продолжает он с грустью. “Типа того. Я не работал с тех пор.”
Центральное место в интенсивной терапии и помощи самому себе по восстановлению разрушенной уверенности в начале краха битка Ленни отдал чтению эпохальных работ сторонников традиционной экономической теории: Кейнса, Смита и других, так же как и изучению взглядов центральных банков на крипто-экономику и на экономику в целом. “Я избегал Милтона Фридмана”, признаёт он. “Я ещё не настолько силён. Возможно, никогда и не буду.”
Если заглянуть глубже ежедневных экономических взлётов и падений, подводит он итог, “с нашей денежной системой всё нормально. Люди пользовались деньгами тысячелетиями и эта система всегда хорошо работала. И экономика тоже не сломалась - подтверждение тому - постоянный рост расходов и потребления, рост долгов, когда потребители занимают, несмотря на растущие цены активов, способ работы круговорота денег упрощён банковской системой. И инфляция” - тут он почти улыбается - “она на самом деле помогает всё усилить. Посмотрите, что случилось с золотым стандартом; он практически разрушил Америку. Без инфляции ничто из этого бы не работало.”
В Старбаксе стало жарковато, но он обнимает свою полупустую кружку, крепко прижимая к груди - ради комфорта, как я предполагаю, не ради тепла. Сильный мужчина, которому явно не хватает безопасности. Что-то в Ленни сильно сломалось; как если бы у него закончились отношения с женщиной, которую он действительно любил, но которая предала его. Возможно с женщиной, которая никогда не была такой, как он думал, что, как ни парадоксально, делает потерю ещё более труднопереносимой.
“Так вы не верите, что нас ждёт ещё один обвал?” спрашиваю я аккуратно, указывая на огромные экраны, находящиеся через всю площадь, на которых мелькают красные фигуры, показывающие состояние фондовых рынков с начала года по нынешнюю дату.
На этот раз он действительно смеётся. “Помните, я пережил крипто-обвал. Меня не пугают обычные рыночные циклы. Минус 6% - это хороший день.”
И, как он решает не упоминать, он уже всё равно всё потерял.
Автор - опытный финансовый журналист, чьи точки зрения и интервью публиковались в The Guardian, Forbes и Financial Times. Там он пишет под псевдонимом Марк Аврелий (Marcus Aurelius).
--------------------------------------------------
Подписывайтесь на новости в Telegram!