Найти тему
BooK_2151

Определяем свою самооценку

Оглавление

Самооценка — это представление человека о важности своей личности, деятельности среди других людей и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или даже закрыто.

Что даёт нам знание своей самооценки? - Возможность пребывать в гармонии с собой и с окружающим миром, лучше понимать себя, регулировать своё поведение и становиться лучше.

Итак, два варианта теста для определения своей самооценки перед вами:

Тест №1

Шаг 1:

Возьмите лист бумаги, положите его перед собой горизонтально (или откройте тетрадный разворот) и разделите на 4 равных столбца.

Ниже в четырёх разделах приведены положительные качества личности и даны их краткие описания, внимательно изучите их и в каждый столбец выписывайте качества из соответствующего раздела, которые кажутся вам наиболее важными, предпочтительными, ценными. Сколько их окажется в каждом разделе - абсолютно непринципиально.

Раздел 1. Общение и межличностные отношения

  • Вежливость – соблюдение правил приличия, учтивость.
  • Заботливость – мысль или действие, направленные к благополучию людей; попечение, уход.
  • Искренность – выражение подлинных чувств, правдивость, откровенность.
  • Коллективизм – способность поддерживать общую работу, общие интересы, коллективное начало.
  • Отзывчивость – готовность отозваться на чужие нужды.
  • Радушие – сердечное, ласковое отношение, соединенное с гостеприимством, с готовностью чем-нибудь услужить.
  • Сочувствие – отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью людей.
  • Тактичность – чувство меры, создающее умение вести себя в обществе, не задевать достоинства людей.
  • Терпимость – умение без вражды относиться к чужому мнению, характеру, привычкам,
  • Чуткость – отзывчивость, сочувствие, способность легко понимать людей.
  • Доброжелательность – желание добра людям, готовность содействовать их благополучию.
  • Приветливость – способность выражать чувство личной приязни.
  • Обаятельность – способность очаровывать, притягивать к себе.
  • Общительность – способность легко входить в общение.
  • Обязательность – верность слову, долгу, обещанию.
  • Ответственность – необходимость, обязанность отвечать за свои поступки и действия.
  • Откровенность – открытость, доступность для людей.
  • Справедливость – объективная оценка людей в соответствии с истиной.
  • Совместимость – умение соединять свои усилия с активностью других при решении общих задач.
  • Требовательность – строгость, ожидание от людей выполнения своих обязанностей, долга.

Раздел 2. Поведение

  • Активность – проявление заинтересованного отношения к окружающему миру и самому себе, к делам коллектива, энергичные поступки и действия.
  • Гордость – чувство собственного достоинства.
  • Добродушие – мягкость характера, расположение к людям.
  • Порядочность – честность, неспособность совершать подлые и антиобщественные поступки.
  • Смелость – способность принимать и осуществлять свои решения без страха.
  • Твердость – умение настоять на своем, не поддаваться давлению, непоколебимость, устойчивость.
  • Уверенность – вера в правильность поступков, отсутствие колебаний, сомнений.
  • Честность – прямота, искренность в отношениях и поступках.
  • Энергичность – решительность, активность поступков и действий.
  • Энтузиазм – сильное воодушевление, душевный подъем.
  • Добросовестность – честное выполнение своих обязанностей.
  • Инициативность – стремление к новым формам деятельности.
  • Интеллигентность – высокая культура, образованность, эрудиция.
  • Настойчивость – упорство в достижении целей.
  • Решительность – непреклонность, твердость в поступках, способность быстро принимать решения, преодолевая внутренние колебания.
  • Принципиальность – умение придерживаться твердых принципов, убеждений, взглядов на вещи и события.
  • Самокритичность – стремление оценивать свое поведение, умение вскрывать свои ошибки и недостатки.
  • Самостоятельность – способность осуществлять действия без чужой помощи, своими силами.
  • Уравновешенность – ровный, спокойный характер, поведение.
  • Целеустремленность – наличие ясной цели, стремление ее достичь.

Раздел 3. Деятельность

  • Вдумчивость – глубокое проникновение в суть дела.
  • Деловитость – знание дела, предприимчивость, толковость.
  • Мастерство – высокое искусство в какой-либо области.
  • Понятливость – умение понять смысл, сообразительность.
  • Скорость – стремительность поступков и действий, быстрота.
  • Собранность – сосредоточенность, подтянутость.
  • Точность – умение действовать, как задано, в соответствии с образцом.
  • Трудолюбие – любовь к труду, общественно полезной деятельности, требующей напряжения.
  • Увлеченность – умение целиком отдаваться какому-либо делу.
  • Усидчивость – усердие в том, что требует длительного времени и терпения.
  • Аккуратность– соблюдение во всем порядка, тщательность работы, исполнительность.
  • Внимательность – сосредоточенность на выполняемой деятельности.
  • Дальновидность – прозорливость, способность предвидеть последствия, прогнозировать будущее.
  • Дисциплинированность – привычка к дисциплине, сознание долга перед обществом.
  • Исполнительность – старательность, хорошее исполнение заданий.
  • Любознательность – пытливость ума, склонность к приобретению новых знаний.
  • Находчивость – способность быстро находить выход из затруднительных положений.
  • Последовательность – умение выполнять задания, действия в строгом порядке, логически стройно.
  • Работоспособность – способность много и продуктивно работать.
  • Скрупулезность – точность до мелочей, особая тщательность.

Раздел 4. Переживания, чувства

  • Бодрость – ощущение полноты сил, деятельности, энергии.
  • Бесстрашие – отсутствие страха, храбрость.
  • Веселость – беззаботно-радостное состояние.
  • Душевность – искреннее дружелюбие, расположенность к людям.
  • Милосердие – готовность помочь, простить из сострадания, человеколюбия.
  • Нежность – проявление любви, ласки.
  • Свободолюбие – любовь и стремление к свободе, независимости.
  • Сердечность – задушевность, искренность в отношениях.
  • Страстность – способность целиком отдаваться увлечению.
  • Стыдливость – способность испытывать чувство стыда.
  • Взволнованность – мера переживания, душевное беспокойство.
  • Восторженность – большой подъем чувств, восторг, восхищение.
  • Жалостливость – склонность к чувству жалости, состраданию.
  • Жизнерадостность – постоянство чувства радости, отсутствие уныния.
  • Любвеобильность – способность сильно и многих любить.
  • Оптимистичность – жизнерадостное мироощущение, вера в успех.
  • Сдержанность – способность удержать себя от проявления чувств.
  • Удовлетворенность – ощущение удовольствия от исполнения желаний.
  • Хладнокровность – способность сохранять спокойствие и выдержку.
  • Чувствительность – легкость возникновения переживаний, чувств, повышенная восприимчивость к воздействиям извне.

Шаг 2:

Вдумчиво просмотрите слова, которые вы выписали из каждого раздела и подчеркните или обведите в кружочек качества, которыми, как вам кажется, обладаете вы сами. Посчитайте, сколько получилось таких качеств в каждом разделе и просуммируйте их. Обозначим эту сумму Я. Запомните или запишите её.

Теперь посчитайте, сколько качеств в каждый раздел было выписано вами изначально (без кружков и подчеркиваний). Также сложите все разделы, обозначим эту сумму как В.

Шаг 3:

Посчитаем итоговый коэффициент К:

К = (Я/В) * 100%

Вот что значит полученный результат:

Для мужчин:

Чрезмерно заниженная самооценка: 0-10

Низкая самооценка: 11-34

Самооценка ниже среднего уровня: 35-45

Средняя самооценка: 46-54

Самооценка выше среднего уровня: 55-63

Высокая самооценка: 64-66

Чрезмерно завышенная самооценка: 67-100

Для женщин:

Чрезмерно заниженная самооценка: 0-15

Низкая самооценка: 16-37

Самооценка ниже среднего уровня: 38-46

Средняя самооценка: 47-56

Самооценка выше среднего уровня: 57-65

Высокая самооценка: 66-68

Чрезмерно завышенная самооценка: 69-100

Тест №2

Шаг 1:

Возьмите два листа бумаги, выпишите на первый лист в столбик набор из 20 качеств личности: аккуратность, доброта, жизнерадостность, настойчивость, ум, правдивость, принципиальность, самостоятельность, скромность, общительность, гордость, добросовестность, равнодушие, лень, зазнайство, трусость, жадность, подозрительность, эгоизм, нахальство.

Второй лист разделите на пять колонок по 20 строк. 2 и 3 колонки шире, чем 1, 4 и 5. В первом столбце выпишите номера от 1 до 20.

Шаг 2:

Ещё раз перечитайте набор качеств с первого листа.

Выпишите в первую строку второй колонки на листе качество, которое вы считаете наиболее важным, ценным положительным качеством.

Чтобы не запутаться, поставьте точку напротив этого качества на первом листе, но не вычеркивайте - этот список качеств ещё пригодится.

Во вторую строку второй колонки - то, которое вы цените чуть меньше. Напротив него тоже ставим точку.

И так далее, в 12 строку второй колонки выписываете то, которое вы считаете положительным, но наименее ценным.

В 13 строку второй колонки выпишите отрицательное качество, которое вам легче всего было бы простить человеку, в 14 - которое чуть тяжелее. И соответственно, так до 20ой строки, в которую выписываем качество, которое вам простить труднее всего. (Напротив каждого качества на первом листе теперь должны стоять точки)

Заполняем третью колонку:

В первую строку выписываем качество, которое наиболее ярко выражено в нас самих, во вторую - то, которое чуть меньше. На первом листе можно начинать вычеркивать соответствующие качества.

Таким образом, под последними номерами должны оказаться те качества, которые у менее всего развиты или вовсе отсутствуют.

Четвертую колонку заполняем построчно следующим образом:

В k-ой строке смотрим на качество, которое у нас записано во 2ом столбце (второй колонке). Ищем его же в третьем столбце. Запоминаем под каким номером (на какой строчке) оно оказалось в третьем столбце. Обозначим этот номер n. В k-ую строчку четвертого столбца записываем число d = k-n (оно может получится и отрицательным).

Пример:

Я хочу заполнить 1ую строчку 4ого столбца.

Во втором столбце 1ой строчке у меня написано "Доброта". Ищу слово доброта в третьем столбце. Оно у меня оказывается на 4ой строчке.

Значит, в 1ую строчку 4ого столбца записываю -3 (1-5 = -3).

И в пятой колонке пишем квадраты чисел, которые стоят в четвертом столбце (т.е. в моём примере в 1ую строку 5ого столбца пишу 9: (-3)^2 = 9).

Теперь суммируем все полученные квадраты. Обозначим это число S.

Необходимо подсчитать коэффициент ранговой корреляции по Спирмену: R = 1 – 6S/(n^3 – n), где n – количество сравниваемых пар

В случае n=20 формула приобретает следующий вид: R = 1 – 0,00075S.

Уровни самооценки в зависимости от полученного R:

Чрезмерно заниженная самооценка: [ -1; 0]

Низкая самооценка: (0; 0,2]

Самооценка ниже среднего уровня: (0,2; 0,3]

Средняя самооценка: (0,3; 0,5]

Самооценка выше среднего уровня: (0,5; 0,65]

Высокая самооценка: (0,65; 0,8]

Чрезмерно завышенная самооценка: (0,8; 1]

Источник: Столяренко Л.Д. "Основы психологии"