Самооценка — это представление человека о важности своей личности, деятельности среди других людей и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или даже закрыто.
Что даёт нам знание своей самооценки? - Возможность пребывать в гармонии с собой и с окружающим миром, лучше понимать себя, регулировать своё поведение и становиться лучше.
Итак, два варианта теста для определения своей самооценки перед вами:
Тест №1
Шаг 1:
Возьмите лист бумаги, положите его перед собой горизонтально (или откройте тетрадный разворот) и разделите на 4 равных столбца.
Ниже в четырёх разделах приведены положительные качества личности и даны их краткие описания, внимательно изучите их и в каждый столбец выписывайте качества из соответствующего раздела, которые кажутся вам наиболее важными, предпочтительными, ценными. Сколько их окажется в каждом разделе - абсолютно непринципиально.
Раздел 1. Общение и межличностные отношения
- Вежливость – соблюдение правил приличия, учтивость.
- Заботливость – мысль или действие, направленные к благополучию людей; попечение, уход.
- Искренность – выражение подлинных чувств, правдивость, откровенность.
- Коллективизм – способность поддерживать общую работу, общие интересы, коллективное начало.
- Отзывчивость – готовность отозваться на чужие нужды.
- Радушие – сердечное, ласковое отношение, соединенное с гостеприимством, с готовностью чем-нибудь услужить.
- Сочувствие – отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью людей.
- Тактичность – чувство меры, создающее умение вести себя в обществе, не задевать достоинства людей.
- Терпимость – умение без вражды относиться к чужому мнению, характеру, привычкам,
- Чуткость – отзывчивость, сочувствие, способность легко понимать людей.
- Доброжелательность – желание добра людям, готовность содействовать их благополучию.
- Приветливость – способность выражать чувство личной приязни.
- Обаятельность – способность очаровывать, притягивать к себе.
- Общительность – способность легко входить в общение.
- Обязательность – верность слову, долгу, обещанию.
- Ответственность – необходимость, обязанность отвечать за свои поступки и действия.
- Откровенность – открытость, доступность для людей.
- Справедливость – объективная оценка людей в соответствии с истиной.
- Совместимость – умение соединять свои усилия с активностью других при решении общих задач.
- Требовательность – строгость, ожидание от людей выполнения своих обязанностей, долга.
Раздел 2. Поведение
- Активность – проявление заинтересованного отношения к окружающему миру и самому себе, к делам коллектива, энергичные поступки и действия.
- Гордость – чувство собственного достоинства.
- Добродушие – мягкость характера, расположение к людям.
- Порядочность – честность, неспособность совершать подлые и антиобщественные поступки.
- Смелость – способность принимать и осуществлять свои решения без страха.
- Твердость – умение настоять на своем, не поддаваться давлению, непоколебимость, устойчивость.
- Уверенность – вера в правильность поступков, отсутствие колебаний, сомнений.
- Честность – прямота, искренность в отношениях и поступках.
- Энергичность – решительность, активность поступков и действий.
- Энтузиазм – сильное воодушевление, душевный подъем.
- Добросовестность – честное выполнение своих обязанностей.
- Инициативность – стремление к новым формам деятельности.
- Интеллигентность – высокая культура, образованность, эрудиция.
- Настойчивость – упорство в достижении целей.
- Решительность – непреклонность, твердость в поступках, способность быстро принимать решения, преодолевая внутренние колебания.
- Принципиальность – умение придерживаться твердых принципов, убеждений, взглядов на вещи и события.
- Самокритичность – стремление оценивать свое поведение, умение вскрывать свои ошибки и недостатки.
- Самостоятельность – способность осуществлять действия без чужой помощи, своими силами.
- Уравновешенность – ровный, спокойный характер, поведение.
- Целеустремленность – наличие ясной цели, стремление ее достичь.
Раздел 3. Деятельность
- Вдумчивость – глубокое проникновение в суть дела.
- Деловитость – знание дела, предприимчивость, толковость.
- Мастерство – высокое искусство в какой-либо области.
- Понятливость – умение понять смысл, сообразительность.
- Скорость – стремительность поступков и действий, быстрота.
- Собранность – сосредоточенность, подтянутость.
- Точность – умение действовать, как задано, в соответствии с образцом.
- Трудолюбие – любовь к труду, общественно полезной деятельности, требующей напряжения.
- Увлеченность – умение целиком отдаваться какому-либо делу.
- Усидчивость – усердие в том, что требует длительного времени и терпения.
- Аккуратность– соблюдение во всем порядка, тщательность работы, исполнительность.
- Внимательность – сосредоточенность на выполняемой деятельности.
- Дальновидность – прозорливость, способность предвидеть последствия, прогнозировать будущее.
- Дисциплинированность – привычка к дисциплине, сознание долга перед обществом.
- Исполнительность – старательность, хорошее исполнение заданий.
- Любознательность – пытливость ума, склонность к приобретению новых знаний.
- Находчивость – способность быстро находить выход из затруднительных положений.
- Последовательность – умение выполнять задания, действия в строгом порядке, логически стройно.
- Работоспособность – способность много и продуктивно работать.
- Скрупулезность – точность до мелочей, особая тщательность.
Раздел 4. Переживания, чувства
- Бодрость – ощущение полноты сил, деятельности, энергии.
- Бесстрашие – отсутствие страха, храбрость.
- Веселость – беззаботно-радостное состояние.
- Душевность – искреннее дружелюбие, расположенность к людям.
- Милосердие – готовность помочь, простить из сострадания, человеколюбия.
- Нежность – проявление любви, ласки.
- Свободолюбие – любовь и стремление к свободе, независимости.
- Сердечность – задушевность, искренность в отношениях.
- Страстность – способность целиком отдаваться увлечению.
- Стыдливость – способность испытывать чувство стыда.
- Взволнованность – мера переживания, душевное беспокойство.
- Восторженность – большой подъем чувств, восторг, восхищение.
- Жалостливость – склонность к чувству жалости, состраданию.
- Жизнерадостность – постоянство чувства радости, отсутствие уныния.
- Любвеобильность – способность сильно и многих любить.
- Оптимистичность – жизнерадостное мироощущение, вера в успех.
- Сдержанность – способность удержать себя от проявления чувств.
- Удовлетворенность – ощущение удовольствия от исполнения желаний.
- Хладнокровность – способность сохранять спокойствие и выдержку.
- Чувствительность – легкость возникновения переживаний, чувств, повышенная восприимчивость к воздействиям извне.
Шаг 2:
Вдумчиво просмотрите слова, которые вы выписали из каждого раздела и подчеркните или обведите в кружочек качества, которыми, как вам кажется, обладаете вы сами. Посчитайте, сколько получилось таких качеств в каждом разделе и просуммируйте их. Обозначим эту сумму Я. Запомните или запишите её.
Теперь посчитайте, сколько качеств в каждый раздел было выписано вами изначально (без кружков и подчеркиваний). Также сложите все разделы, обозначим эту сумму как В.
Шаг 3:
Посчитаем итоговый коэффициент К:
К = (Я/В) * 100%
Вот что значит полученный результат:
Для мужчин:
Чрезмерно заниженная самооценка: 0-10
Низкая самооценка: 11-34
Самооценка ниже среднего уровня: 35-45
Средняя самооценка: 46-54
Самооценка выше среднего уровня: 55-63
Высокая самооценка: 64-66
Чрезмерно завышенная самооценка: 67-100
Для женщин:
Чрезмерно заниженная самооценка: 0-15
Низкая самооценка: 16-37
Самооценка ниже среднего уровня: 38-46
Средняя самооценка: 47-56
Самооценка выше среднего уровня: 57-65
Высокая самооценка: 66-68
Чрезмерно завышенная самооценка: 69-100
Тест №2
Шаг 1:
Возьмите два листа бумаги, выпишите на первый лист в столбик набор из 20 качеств личности: аккуратность, доброта, жизнерадостность, настойчивость, ум, правдивость, принципиальность, самостоятельность, скромность, общительность, гордость, добросовестность, равнодушие, лень, зазнайство, трусость, жадность, подозрительность, эгоизм, нахальство.
Второй лист разделите на пять колонок по 20 строк. 2 и 3 колонки шире, чем 1, 4 и 5. В первом столбце выпишите номера от 1 до 20.
Шаг 2:
Ещё раз перечитайте набор качеств с первого листа.
Выпишите в первую строку второй колонки на листе качество, которое вы считаете наиболее важным, ценным положительным качеством.
Чтобы не запутаться, поставьте точку напротив этого качества на первом листе, но не вычеркивайте - этот список качеств ещё пригодится.
Во вторую строку второй колонки - то, которое вы цените чуть меньше. Напротив него тоже ставим точку.
И так далее, в 12 строку второй колонки выписываете то, которое вы считаете положительным, но наименее ценным.
В 13 строку второй колонки выпишите отрицательное качество, которое вам легче всего было бы простить человеку, в 14 - которое чуть тяжелее. И соответственно, так до 20ой строки, в которую выписываем качество, которое вам простить труднее всего. (Напротив каждого качества на первом листе теперь должны стоять точки)
Заполняем третью колонку:
В первую строку выписываем качество, которое наиболее ярко выражено в нас самих, во вторую - то, которое чуть меньше. На первом листе можно начинать вычеркивать соответствующие качества.
Таким образом, под последними номерами должны оказаться те качества, которые у менее всего развиты или вовсе отсутствуют.
Четвертую колонку заполняем построчно следующим образом:
В k-ой строке смотрим на качество, которое у нас записано во 2ом столбце (второй колонке). Ищем его же в третьем столбце. Запоминаем под каким номером (на какой строчке) оно оказалось в третьем столбце. Обозначим этот номер n. В k-ую строчку четвертого столбца записываем число d = k-n (оно может получится и отрицательным).
Пример:
Я хочу заполнить 1ую строчку 4ого столбца.
Во втором столбце 1ой строчке у меня написано "Доброта". Ищу слово доброта в третьем столбце. Оно у меня оказывается на 4ой строчке.
Значит, в 1ую строчку 4ого столбца записываю -3 (1-5 = -3).
И в пятой колонке пишем квадраты чисел, которые стоят в четвертом столбце (т.е. в моём примере в 1ую строку 5ого столбца пишу 9: (-3)^2 = 9).
Теперь суммируем все полученные квадраты. Обозначим это число S.
Необходимо подсчитать коэффициент ранговой корреляции по Спирмену: R = 1 – 6S/(n^3 – n), где n – количество сравниваемых пар
В случае n=20 формула приобретает следующий вид: R = 1 – 0,00075S.
Уровни самооценки в зависимости от полученного R:
Чрезмерно заниженная самооценка: [ -1; 0]
Низкая самооценка: (0; 0,2]
Самооценка ниже среднего уровня: (0,2; 0,3]
Средняя самооценка: (0,3; 0,5]
Самооценка выше среднего уровня: (0,5; 0,65]
Высокая самооценка: (0,65; 0,8]
Чрезмерно завышенная самооценка: (0,8; 1]
Источник: Столяренко Л.Д. "Основы психологии"