Ежегодно международная организация Laka, которая поддерживает позитивный социальный опыт в сфере дизайна и архитектуры, проводит конкурс Architecture that Reacts. В 2018 году было подано 130 заявок из более чем 30 стран. Жюри выбрало трёх победителей.
3 место: The Platform of Motion
3 место конкурса занял проект двух аспирантов архитектурных факультетов США Нусрата Джахан Мим (Nusrat Jahan Mim) и Армана Салеми (Arman Salemi) The Platform of Motion. Они провели архитектурный эксперимент и предложили идею дизайна распределительного центра Amazon в Бруклине, Нью-Йорк, учитывая планы компании по покупке Whole Foods Market и развитию онлайн-ритейла продуктов питания.
Чтобы идти в ногу с требованиями быстрых онлайн-поставок, физическое пространство существующих логистических центров перестраивается, что обеспечивает большую скорость за счёт уменьшения вероятности замедления во всей системе. Логистический центр полностью автоматизирован: меньше людей, больше роботов.
В рамках проекта разработчики предвидят будущее, в котором «медленные человеческие моменты» не будут заменены быстротой машин, а взаимодействие человека с машиной начнёт разрабатывать новый набор словарей для восприятия пространства и визуализации архитектуры. В качестве основы проекта архитекторы критически позиционируют быстрые автоматизированные движения логистического городского интерфейса против «медленных» человеческих движений, чтобы исследовать потенциал, который может порождать медлительность.
«Мы разработали платформу, в которой быстрые автоматизированные перемещения (P-Bots) распределительного центра встречаются с медленной деятельностью неформального рынка (IM Pods), прерываются и в конечном итоге замедляются. Таким образом, вся система онлайн-доставки логистического центра замедляется. Уровень замедления будет определяться плотностью «человеческой» активности на неформальном рынке на платформе. Чем больше толпы, тем медленнее процесс доставки онлайн-заказов. Это означает, что всё, что происходит в физическом мире, начнёт непосредственно влиять на цифровой мир, связанный с этим пространством», − поясняют разработчики.
По словам архитекторов, их целью было не спроектировать стопроцентно эффективный распределительный центр. Скорее, они следовали критическому подходу к проектированию, чтобы разработать систему, в которой быстрые и медленные движения могут сосуществовать и напрямую влиять друг на друга в пространственно-временных рамках. Этот проект особенно актуален сегодня, когда реальный и цифровой миры начинают переплетаться.
2 место: Embodied Homeostasis
Серебряным призером конкурса стал проект австрийского архитектора Дэвида Стилера (David Stieler) Embodied Homeostasis. Описывая свою идею, он говорит: «Организация человеческого взаимодействия в космосе является одной из основных функций архитектурной дисциплины, она делает это путём программирования вещества в пространстве. В отличие от организации цифровых материалов и производства, основанных на обратной связи, процедуры, используемые для материализации архитектуры, всё ещё в значительной степени основаны на нисходящем и детерминистическом подходах. Это приводит к пониманию материала, в котором материя сама по себе не обладает свободой воли и находится в исключительном состоянии. Архитектура до сих пор строится и формируется, чтобы соответствовать требованиям инструментов первого века машин и духу массового производства. Тот факт, что сегодняшние машины − не те, которыми Ле Корбюзье и его друзья восхищались почти столетие назад, игнорируется. Мой проект ставит под сомнение этот подход в архитектуре и предлагает более морфогенетическую стратегию для создания пространств с помощью взаимодействия человека и его техно-цифровых сожителей».
Как считает Дэвид Стилер, машина не сводится к тому, чтобы быть производительной единицей, а скорее работает как диаграмма, которая описывает процессы пространственной организации. Его проект оставляет за собой последовательный подход к архитектуре, а именно выполнение идеи-плана, и движется к пониманию, где создание и использование взаимосвязаны. Фокус дизайна смещается с плана на метод и с объекта на действие. Пределом формы является уже не контур её фигуры, а материальное действие.
В рамках проекта разработан прототип актанта в форме четвероногого существа, который способен создавать архитектурные объекты, печатая их в зависимости от требований окружающей среды. При этом каждая печатная часть структуры обеспечивает дальнейшее передвижение машины. Эта идея ставит под сомнение гегемонию человека в дизайне.