Найти тему
Патриоты Нижнего

Закулисная война в жанре репетиции

Оглавление

Первые гастроли начавшегося года прошли с аншлагом 5 января на сцене Дома актера. «Театральную историю» представило Содружество актеров театров Москвы.

Публика пришла в тот вечер не только на заявленную тему, для кого-то чрезвычайно близкую (в зале было немало актеров), но прежде всего на имена. Режиссер Искандер Сакаев известен в Нижнем Новгороде спектаклями, поставленными в Нижегородском театре драмы – это «Остров грехов», «Саломея» и премьера прошлого сезона «Господа Головлевы».  Но имя исполнителя одной из главных ролей – невезучего актера Саши – привлекло большинство зрителей. Филипп Котов – сын нижегородских актеров Елены Турковой и заслуженного артиста России Юрия Котова – запомнился театралам еще по спектаклям Учебного театра. Уже десять лет Филипп работает в Театре на Таганке, где занят в главных ролях, снимается в фильмах и сериалах. Первые и такие ответственные гастроли в родном городе со спектаклем, в котором в полной мере смог проявиться его талант. Промелькнувшее впечатление «До чего похож» не покидало весь вечер.

В первую же минуту, когда зритель замер в предвкушении, Филипп буквально вывалился из металлического кофра, больше напомнившего не ящик для реквизита, а мусорный бак, и выкатился на авансцену. Визуально в точности повторилось начало истории Иудушки Головлева, которого с успехом играет его отец. А зритель со стажем наверняка вспомнит известный в свое время спектакль «Ромео и Джульетта» в постановке Василия Богомазова, где Юрий Михайлович играл Меркуцио, а Елена Вячеславовна – Джульетту. Связь времен и ролей, упоминаемых в «Театральной истории», продолжилась в истории настоящей театральной семьи.

О своем для своих

Спектакль знакомит с трагикомической историей закулисной жизни некоего московского театра. Начав с репетиции – театральный прием «театр в театре», – он ею же и закончится, иронично вернув зрителя в реальный мир, вывернет наизнанку все показанное в предыдущие два часа.

Сюжет привлечет обывателя, который чаще всего хочет знать, кто с кем живет и как плетутся интриги в театре, а не лучше понимать замысел режиссера. Зависть, нереализованность, жажда творчества, любовь к сцене, ради которой персонажи готовы пойти на многое, – пародия, сатира и фарс в одном флаконе. Сложный мир, к которому многие хотят прикоснуться, но, попав даже на время в такой балаган, кажется странным, что кто-то именует его по привычке «храмом искусства».

-2

Весь мир – театр, и актеры в нем – тоже люди

Сценическую версию в свое время нашумевшего романа «Театральная история» (16+) Артура Соломонова, написанного в 2013 году, режиссер Искандер Сакаев сделал пару лет спустя. Персонаж режиссера Сильвестра Андреева (Денис Яковлев), болезненно одержимого театром, он, как показалось, наделил многими собственными чертами. На зашкаливающей экспрессии, когда гипертрофированно эмоционально отыгрывается каждая реплика, держится большая часть спектакля.

В безнадежной жизни лирико-романтического героя Саши – актера, занятого в ролях уровня «Кушать подано», появилась девушка-мечта – актриса Наташа (Алевтина Даниленко), пришедшая показаться в его театр. Совсем скоро они с Сашей будут жить вместе, хотя дома ее ждет, словно преданный пес, любящий муж.

Неожиданно их режиссер-гений дал Саше роль в премьерном спектакле «Ромео и Джульетта». Но не Ромео, как он всегда мечтал, а главную женскую… И отец Лоренцо будет буддистом, а не католиком. Сыграет же его артист маленького роста (Вано Миранян) из ТЮЗа. Тогда и появляются в сюжете антагонисты из внешнего мира: олигарх Ипполит Карлович и отец Никодим (Александр Карпенко). Чтобы не пустить столь радикальные решения на сцену, они готовы решить проблему, следуя известному принципу: нет человека – нет проблемы.

В итоге роль Джульетты отдадут бездарной Наташе, но с посягательством на веру власть имущие мириться не станут. Нашелся и предатель – Иосиф (Иван Лакшин), из своей среды, строчивший доносы. Спектакль, начавшийся с веселого стеба, к финалу трансформировался в обличающий памфлет, яростно кричащий о неприкасаемости театра после «внезапной» смерти актера, который должен был играть Ромео.

Война за паству

За три года жизни постановки миновала острота театральных скандалов после громкой отмены спектаклей, когда градус высказываний был повышенным. Теперь уже многое смотрится не столь злободневно. Возможно, дело в сложном жанре социальной сатиры, чей пик актуальности довольно короток. Да и какие-либо скандалы в театральной сфере у нас редки. Главный «спонсор» муниципальных театров – не бизнес, а государство. А о вмешательстве религии в режиссуру у нас знают только понаслышке, и если возникали какие-то спорные моменты, то только имущественного характера.

Борьбу за внимание зрителей нижегородские театры давно ведут с телевидением и интернетом, чья аудитория несравнимо больше. Не всегда темы, впечатлившие столичную публику, актуальны в провинции. Но то была редкая возможность увидеть замечательные актерские работы на нашей сцене и яркое событие, которым открылся Год театра.

 Ольга ПЛАКСУНОВА

 Фото Роберта Вартанова предоставлены пресс-службой Дома актера имени Вихрова