Это не шутка и не утка, разговор будет вполне серьёзный, но совсем недавно я узнал, что примерно треть жителей Риги, к началу 2019 года, в самом деле оказалась призванной в армию. В чём дело? Скоро узнаете. Начать, однако необходимо будет издалека, чтоб было понятно всё в точности.
В 1990 году, численность населения города Риги — столицы Латвии и неофициальной столицы Советской Прибалтики превысила 900 тысяч жителей, в этом же году минские метростроевцы планировали начать сооружение метрополитена в этом городе.
Проект современной системы подземного транспорта Риги был разработан ленинградским институтом «Ленгидропроект» ввиду того, что очень сложные гидрогеологические условия грунтов в Риге были близки к таковым в Ленинграде. Была принята к реализации полная схема будущей системы метро из трех линий. Финансирование в основном должно было идти от союзного центра. Первый пусковой участок должен был быть готов к 2000—2002 годам. Его стоимость составляла около 250 млн руб. в ценах тех лет, что было значительно выше, чем в других городах ввиду сложных инженерно-геологических условий сооружения в тяжёлых грунтах в районах плотной городской застройки (более 25 млн руб за км против 15).
Проекту, однако, не повезло стать реализованным, ведь как гром среди ясного неба началась «независимость», и многое из того, чего было профинансировано и построено на деньги союзного центра (то бишь кровавого оккупанта) оказалось утрачено.
Притчей во языцех стала история уникального и успешного в прошлом завода РАФ (Рижская Автобусная Фабрика), основные мощности которого располагались в городе Елгава (недалеко от Риги) В социалистические времена завод процветал, давая латвийцам рабочие места высокого уровня (и достойной оплаты труда), однако после начала «независимости» выпуск автомобилей начал резко падать, а в 1997 году производство было остановлено.
По иронии судьбы последним автомобилем РАФ, созданным на этом некогда легендарном предприятии, стал автомобиль для перевозки покойников РАФ-2926 (изотермический фургон на базе РАФ-3311). Да и партия-то вся составляла всего 21 автомобиль. Впрочем об этом немало уже говорилось и писалось. Данный же канал в первую очередь посвящён вопросам демографии, миграций и социального самочувствия человека в нынешних условиях.
А что же у нас с демографией? Итак в 1990 году в латвийской столице проживало примерно 909 тысяч жителей (да-да, к миллиону подходило). К нынешнему моменту их осталось чуть более 680 тысяч. Сказать, что это демографическое бедствие — ничего не сказать! Это демографическая катастрофа.
И нужно сразу оговориться, что столь масштабная убыль объясняется не только и не столько фактическим «выдавливанием» из Латвии русских людей и русскоязычного населения вообще, но в первую очередь социально-экономическими условиями, созданными «европейски ориентированной властью» «независимой» Латвии.
Процесс вытеснения русских, этот постыдный, подлейший процесс, к сожалению происходил и происходит на наших глазах, но поскольку русские в Прибалтике, на самом-то деле, являются одной из коренных групп населения (как бы не упирались нынешние пропагандисты), то в процентном отношении русские и до сих пор составляют немалую часть рижан. Если приводить конкретные цифры, то в 1989 году русских в Риге было примерно 47 процентов, сейчас их около тридцати семи.
Так что речь идет не только об чудовищном отношении к русским, а о чудовищной ситуации вообще, то есть о создании условий при которых город вымирает демографически и социально, молодёжь разбегается, как с нынешней Украины, взрослые поколения маются без работы и перспектив.
Однако всё познаётся в сравнении. Наверняка многие знают, что и в России (то есть на территории бывшей РСФСР) есть немало городов, которые демографически вымирают. Это в самом деле так, чего уж скрывать, и пожалуй нетрудно отыскать примеры каких-нибудь моногородов в сибирской глубинке, численность населения которых уменьшилась в тех же пропорциях, как обезлюдела Рига.
Но всё же, это будет не вполне корректное сравнение, ведь Рига, к счастью, не была моногородом, советская власть тщательно и планомерно развивала и Ригу и Прибалтику вообще, вкладывая средства в самые разные отрасли промышленности, сферы услуг, а также рекреации. Если кто не знает, даже Рижская киностудия получала из союзного бюджета немалые дотации. Наконец, Рига имеет подарки от самой природы, ведь по меркам России, и даже Восточной Европы, в Риге мягкие зимы, неплохой климат и совсем близко располагается морское побережье и курорт Юрмала (в прошлом имевший всесоюзное значение).
Если уж и сравнивать Ригу, то скорее с Питером, который нынче бурно растёт и развивается, во всех возможных смыслах (в том числе испытывая демографический приток). Но, с другой стороны, тут опять же не вполне корректная аналогия, ведь Питер-град относится к числу глобальных альфа-городов, он конечно более привлекателен, чем Рига, даже несмотря на невыносимый питерский климат.
Давайте лучше сравним демографическую ситуацию в Риге с соседними городами России и Белоруссии. Итак, возьмём довольно-таки депрессивный (в экономическим отношении) Псков. Во всяком случае нам часто говорят, что он депрессивный. Так что же наблюдается здесь? В 1990 году его население насчитывало 205 тысяч жителей, нынче оно составляет 210 тысяч. Рост произошёл отчасти и из-за того, что в Псковскую область выехало часть жителей прибалтийских республик.
Идём дальше. Смоленск. Здесь в 1990 году проживало 340 тысяч человек, нынче осталось примерно 330 тысяч. Что ж, убыль нельзя не заметить. Но масштаб, масштаб этой убыли не сопоставим с рижским.
Взглянем теперь на Беларусь. Что у нас с Минском? Столица Синеоокой республики, не в пример Риги и прочих прибалтийских жемчужин, растёт более чем активно. В 1990 году население Минска составляло чуть более 1680 тысяч жителей, нынче же уверенно приближается к двум миллионам.
И здесь, пожалуй нужно остановиться и сказать, что сравнение Риги и Минска будет являться наиболее корректной аналогией и примером социально-демографического контраста, а если добавить к выше приведённым цифрам ещё и тот факт, что за последние три десятилетия численность населения всей Белоруссии целиком не испытала демографического шока, а пережила это время почти на тех же показателях, что и были на рубеже девяностого года, то совсем уж нехорошая картина в Прибалтике получается. Плохи дела. Очень плохи. Это катастрофа латышской популяции, это фактический геноцид.
Что такое с Ригой? Там была чума? В Минске, как выясняется, демографической чумы не было, во Пскове тоже не было, несмотря на низкую рождаемость, и Питер она обошла стороной. Я ещё кстати хотел привести в пример Витебск и Брест, ведь на удивление (и это приятное удивление) численность их населения несколько выросла за последние годы. А Рига, прекрасная Рига, с её великолепными открыточными видами, с её ласковым взморьем, с некогда существовавшей промышленностью и инфраструктурой, созданной на деньги союзного правительства, та Рига, которая на одном туризме может заработать больше, чем Беларусь на всех своих Белазах и переработанной на бензин российской нефти, та Рига, в которой снималось кино, которая играла для нас роль Парижа, Лондона и Берлина, та Рига, которую мы, бывшие советские граждане, решили просто отпустить на волю, не протестуя и не кляня, та Рига, которая, в принципе, могла бы конкурировать с Питером (ведь были времена, когда конкурировала-таки), эта Рига стала территорией демографического бедствия, и причём необыкновенно масштабного, кошмарного бедствия!
Чума прошла по рижскому взморью, не иначе. Чума, по-другому не скажешь. Многие вымерли, а другие были призваны в армию... в армию мойщиков немецких туалетов.