Во многих школах Заполярья установили суровые ограничительные меры для посетителей. Далеко не всех родителей это устраивает. Мурманчанка Евгения обратилась в прокуратуру с жалобой на то, что не может свободно войти в школу, где учится ее дочь.
Дочь Евгении ходит в школу N 3 — пока в подготовительную группу. Здесь введен строгий пропускной режим: родителям учеников, не говоря уж о других взрослых, просто так внутрь не попасть. Родители могут быть допущены в школу только по предварительной договоренности, причем проводить их до нужного кабинета должен сотрудник школы. На праздники и родительские собрания родителей пропустят только по спискам, подготовленным классными руководителями. Это оговорено в положении о контрольно-пропускном режиме, принятом руководством школы.
«Дети по школе передвигаются только в сопровождении учителя, никто из родителей на второй этаж и выше не поднимается, детей учитель забирает с первого этажа и после занятий провожает до гардероба, все ждем только на первом этаже. Именно таким будет порядок прихода и выхода детей», — говорится в сообщении сотрудника школы, разосланном папам и мамам подготовишек через соцсети.
Не все родители отнеслись к этому с пониманием. Например, Евгения, направившая в прокуратуру обращение с просьбой подтвердить или опровергнуть законность такого режима.
Она настаивает, что родитель должен иметь возможность видеть, в каких условиях учится ребенок — тем более если он первоклассник, а при необходимости — проконтролировать и поддержать его. И возможность эту нужно предоставлять по необходимости, которую должна определять не только школа, но и сам родитель.
— Директор не приглашала нас по этому поводу, не проводила никаких собраний, ничего нам не разъяснила, — говорит Евгения. — Нас лишь поставили в известность, что мы, мол, можем только до гардероба пройти, а дальше — с сопровождающим. Но в реальности на всех родителей сопровождающих не хватает. С этим связана неприятная история. Когда мы немного опоздали в школу, меня задержала на подходе к кабинету завуч. Она не представилась, не поздоровалась, наорала на меня, а затем заявила: «Выйдите отсюда, вам нельзя здесь находиться!» При этом, когда я входила в школу, охранник и не подумал проверить мои документы. Иными словами, сама школа свое же положение о пропускном режиме не выполняет.
В прокуратуре Мурманской области пришли к выводу, что школа ничего не нарушила. Пропускной режим введен в большинстве учебных заведений — это одна из мер по профилактике правонарушений и террористических угроз. Как правило, охрана не пропускает родителей, потому что это запрещено внутренними документами школы, например, уставом или правилами внутреннего распорядка. При этом в силу статьи 44 Федерального закона «Об образовании в РФ» родители обязаны соблюдать данные правила, а принимает их школа самостоятельно.
Обоснованность такого пропускного режима вызвала нешуточную дискуссию в соцсетях среди родителей, чьи дети учатся в разных школах Мурманска. Мнения разделились на диаметрально противоположные. Кто-то считает, что руководство школы превращает ее в «учреждение строгого режима». Некоторые же убеждены, что обращение Евгении в прокуратуру — это «месть неадекватной родительницы», и даже готовы объявить сбор подписей, чтобы «прекратить травлю».
— Зачем матери ходить регулярно в школу? — недоумевает мама школьника Натэла Хергиани. — Насчет визита всегда можно договориться с классным руководителем или завучем, а не просто бродить по школе и тем более являться на урок, что, безусловно, отвлекает детей от учебного процесса.
В борьбе за безопасность школы идут разными путями, в том числе высокотехнологичными. Например, в Перми сейчас внедряют систему распознавания лиц. Здесь тоже есть свои минусы, полагает педагог Михаил Белошеев, который проработал в школах Мурманска более 24 лет, в том числе 20 лет — директором.
— На мой взгляд, охраны и видеонаблюдения вполне достаточно, — считает он. — Не стоит заигрываться в высокие технологии. Сотрудникам школы следует плотнее заняться воспитательной работой, лучше выполнять свои профессиональные обязанности. В свое время предлагали в каждой школе ввести должность инспектора по делам несовершеннолетних. Я был противником этой идеи и оказался прав. Этот проект просуществовал очень недолго, в том числе из-за нехватки средств и кадров. Подчеркиваю: педагогам и руководству школ крайне важно плотно работать с детьми и родителями. Еще недавно школы даже заборами не были огорожены, а сегодня они напоминают хорошо оборудованные крепости. В этом не должно быть перегибов!
Ситуацию прокомментировала Светлана Типсина, директор школы N 23 Мурманска:
— В нашей школе учатся 600 детей. Да, родители учеников начальной школы забирают их на первом этаже, более старшие дети добираются домой сами — как правило, они живут неподалеку. Каким образом я могу их контролировать и обеспечивать их безопасность? Раньше школа не имела домофона, сейчас мы его установили. Кроме того, на входе родители должны предъявлять охраннику паспорта. Он записывает их данные, так как необходимо точно знать, кто и когда посещал школу. Без всего этого невозможно обойтись, если речь идет о реальном обеспечении безопасности детей. Я отвечаю за них!
Источник: Российская газета