Найти тему
Валерий Цветков

О "загадках" древних цивилизаций

На протяжении уже нескольких десятилетий не иссякает поток публикаций о сооружениях и/или изделиях древних цивилизаций, в которых (публикациях) главным мотивом идёт тезис : "мы не понимаем, как они это сделали". А следом идёт "фундаментальный" вывод : они этого сделать сами не могли, а значит это сделал кто-то другой! Инопланетяне, боги, выходцы из параллельного мира, жители Атлантиды etc.

Ну, как человек мало верящий в сверхъестественное, о богах, демонах, и всяческих волшебниках я даже не стану рассуждать. Атланты и иже с ними тоже представляются мне более, чем сомнительной версией : в магов, как уже сказано, я не верю, а технологическая цивилизация, даже на уровне XVIII-XIX века оставляет такие следы, которые должны оставаться заметными и через сотни тысяч лет. Даже если вся промышленность была сосредоточена на затонувшем острове - продукты её : инструменты, оборудование, предметы обихода должны в изобилии встречаться в очагах известных древних культур (для "атлантов" это было что-то по типу колоний). Речь должна идти о действительно большом количестве артефактов, превосходящих культуру неолита/ранней бронзы, а не о тех единичных находках, что вызывают недоумение. И не верится, что колонизаторов было совсем мало - зачем же тогда им было возводить настолько масштабные сооружения, что даже мы сейчас не всё способны воспроизвести ? Не...ну можно, конечно вообразить, что сверхлюди поразвлекались вволю, потом аккуратно за собой прибрали, вернулись в свою Атлантиду и там коллективно самоубились. Но что-то неубедительно такая версия выглядит.

С инопланетянами лишь одна версия выглядит непротиворечивой : ПЕСОЧНИЦА. Играют, понимаешь, в песочнице детишки детсадовского возраста и подходят к ним подростки лет 13-14. Ну, детство решили вспомнить. И строят для мелюзги стильные замки из песка, камушками красиво обкладывают, тут же всякие детские формочки-совочки для украшений приспосабливают. А потом сваливают по своим тинейджерским делам - на тренировку там, или в ТРЦ тусоваться. Детишкам совершенно непонятно - куда и зачем, даже, если им рассказать более-менее подробно. И дивятся мальки на замки, дорожки, гаражи для своих машинок - ничего этого своим детсадовским умом они и придумать не могли. Да ещё "секретик" в углу песочницы случайно откапывают - с заколочками, колпачком от ручки и прочей мелочёвкой, что подростки по карманам нашарили. Симпатичная такая версия - в духе "Пикника на обочине". Версия полностью выдуманная. Совпадения с реальными обстоятельствами являются совершенно случайными.

А вот, если без фантазий : в 50-60-е годы довольно много мальчишек вполне самостоятельно могли собрать простейший ламповый приёмник. А сейчас малок то из школьников, увидев "внутренности" такого приёмника вообще сообразят - что перед ними. Деградация? Нет, конечно. Просто ламповым приёмникам на смену пришли намного более компактные и эффективные полупроводниковые приборы. Техника той эпохи интересует только любителей винтажных вещей. А как изменился процесс получения фотографий всего за три десятка лет! Кому расскажи из молодежи об этих чудных манипуляциях - без пояснений так просто за разновидность магических ритуалов примут.

А ведь я веду речь о технике и технологиях, с которыми соприкасалась значительная часть ныне живущих людей. Лет через 15-20, даже при наличии подробнейшей документации, невозможно будет собрать приёмник или напечатать фотографию - просто не останется ни материалов, ни производств, способных эти материалы произвести.

Почему же мы считаем недопустимым утрату технологий, забытых во времена упадка или из-за смены производственных процессов? То, что для тех времен можно было бы назвать технической документацией представляло, как правило, пару табличек на камне с базовыми рисунками да свиток папируса или пергамента с поздними дополнениями. И всё это - с минимальным количеством пояснительного текста. И с грамотностью в античные времена не здоровы было, и секреты свои никто подробно описывать не стремился. Случись пожар или война - и всё : мастер погиб, дом разрушен, таблички разбиты, а свиток превратился в пепел. Навыки и умения, потребные повседневно, легко восстанавливались - просто потому, что (а)они действительно нужны всегда, (б)они известны многим, если не углублённо, то хотя бы поверхностно, и сообразить, как "это всё работало" можно было, если и не одни-в-один, но достаточно похоже, а порой - и лучше. Ну а создание всяческих диковинок требовало : (1)соответствующей техники и технологии, (2)умельца(ев), способного(ых) с этими технологиями работать, (3)заказчика, способного оплатить работы, как правило - весьма недешёвые. А для возведения различных мегасооружений - так ещё и долгого периода политической и экономической стабильности. Война, голод, смута как-то не способствуют строительству величественных храмов, дворцов и т.п. Крупный металлический инструмент переделывался под более прозаические нужды. А мелочёвка и инструменты из дерева/камня ломались, расхищались, терялись. И, как говорится - finita. Снова человечество ждёт, пока звёзды сойдутся и вновь возникнет сочетание всех четырёх вышеперечисленных условий. Какие-то знания были восстановлены, какие-то - замещены, а какие-то утрачены безвозвратно. Так бывает, но не вижу никакой необходимости изобретать сверхцивилизации или сверхлюдей, дарующих простым смертным чудеса науки и техники.