Не так давно на CMS Magazine увидел статью директора компании «SEO Эксперт» об аудитах сайтов. Текст посвящен стоимости аудитов и их соответствующей дифференциации по качеству. В целом, главная мысль автора правильная, но полностью согласиться с ней я не могу. И ниже объясню, почему.
Часто случается так, что аудит сайта оказывается бесполезной бумажкой по ряду не зависящих от аудитора факторов. В мусорном ведре может оказаться даже дорогой аудит, стоимость тут роли не играет. Причин этому может быть много, но в разрезе темы автоматизации работ в SEO-агентстве, мы пока обратимся к одной из основных. Главным подводным камнем тут оказывается отсутствие процесса улучшений и его контроля. Работы выполняются неупорядоченно, их результаты неясны и нигде не записаны. Зачастую всё скатывается в «улучшизмы»: так называемые мелкие доработки, которые по плечу текущей команде проекта, и которые не требуют согласования с администрацией заказчика. Клиент просто выбирает улучшения как на шведском столе, а это не правильно, ведь важна последовательность работ. При этом, как правило, исчезает возможность оценить влияния того или иного изменения, ведь они нахлёстываются и нивелируют друг друга.
Хорошо, если удаётся найти действительно серьёзную техническую проблему, после решения которой все показатели улучшаются, продажи начинают расти, и все довольны. Но чаще всего при контроле клиент видит, что потрачено 100 условных рублей, а, например, показатель отказов уменьшился на 0,1%. При этом количество просмотренных страниц уменьшилось. Для клиента все выглядит как катастрофа! Команда попадает в ситуацию, когда сходу объяснить случившееся просто нереально. Для того чтобы самим специалистам разобраться, в чём же дело, а потом ещё и объяснить это клиенту, может потребоваться новый аудит (вероятно, не меньшего объёма, чем первый). Работать в таких условиях, конечно, возможно, но это требует обширного набора компетенций у всех членов команды и значительных временных затрат, что не всегда совпадает с реальной картиной мира.
Поскольку полагаться на «гениальность» всей команды, заказчика, исполнителей доработок не приходится, мы решили реорганизовать описанный выше процесс и очень быстро убедились в его эффективности. Метод сработал даже на проектах, у которых, казалось бы, уже просто нечего улучшать. Шутим ли мы? Конечно, шутим – потому что улучшения возможны для любых проектов. Нет-нет, мы не придумали ничего сверхъестественного, это действительно формализация и автоматизация всё того же процесса аудита сайтов и внесения изменений.
1. Итак, не раскрывая всех ненужных подробностей, мы путём автоматизации нарезаем сайт на группы, подгруппы, подподгруппы, отдельные сегменты и т.д.
2. Выделяем группы поисковых запросов там, где это возможно, смотрим отдельные источники трафика, сегмент и прочее. Производим выставление средних коэффициентов для этих групп. Иначе говоря, мы определяем хорошие и плохие показатели для разных «нарезок» – поскольку общие показатели по сайту нам мало чем помогут.
3. Смотрим, есть ли пересечения для разных «нарезок». Обычно в этот момент всплывают очень «плохие» или подозрительные страницы сайтов или их разделы. В «нарезках», в которых не хватает трафика для анализа, берём сегменты более высокого уровня. То есть, если нет трафика на нескольких страницах раздела, обращаемся к самому разделу, и там всё по новой: определяем средний коэффициент и начинаем работы уже по нему. Можно сравнить и соседние разделы. Конечно, нельзя нарушать логику: ближние разделы не всегда родственные, в одном могут быть «тракторы», а в другом – «садовый инструмент», и всё это объединено в разделе «сельское хозяйство». Такой анализ нам не нужен.
4. Далее происходит процесс оценки трафика, не гонит ли контекст или SEO-продвижение какой-то «левый» трафик, не подлежащий оценке. Также очищаем трафик, который мы не можем верифицировать от слова «совсем». И вот на рабочем столе оказываются страницы, с которыми нам предстоит работать. Если таких много, то мы пытаемся найти между ними сходство, чтобы отправить в работу целые разделы.
На руки мы получаем не просто аудит, а фактически отчёт-исследование.
Здесь процесс снова начинает становиться интересным: необходимо внедрить изменения, предложенные в аудите. Исполнителям выкатываются задачи, где чётко прописаны сроки их выполнения, что крайне важно для дальнейшей аналитики. Не буду описывать процесс полностью, скажу только, что мы сталкиваемся с теми же проблемами, которые возникают при реализации любого аудита:
- Изменения вносятся не просто долго, а очень долго. И выкладываются на сайт поэтапно, что смазывает статистику.
- Часть изменений «перетирает» статистику других изменений.
- После аудита есть ухудшения относительно ранее поставленных KPI, что происходит?
- Контроль на коротких периодах даёт совершенно другие данные, всё пропало?
- Изменения верхнего уровня только что уничтожили все улучшизмы, теперь точно ВСЁ!
Итак, чтобы решить эти проблемы необходимо чётко записать что и когда у нас было изменено – это легко фиксируется по выставленным задачам и их выполнению. Затем проанализировать и сравнить периоды «до» и «после». Такие вещи, конечно же, необходимо автоматизировать, и следует ставить задачи даже на проведение постаудитов.
Что ж, мы вышли на постоянный процесс улучшений на сайте, его регулярный контроль, работу с новыми KPI. Но нам больше не надо проводить полноценный аудит заново. Зачем? Ведь теперь мы можем видеть историю изменений для разных блоков, на которые оказали влияние те или иные доработки.
Здесь я вас покидаю, а мы снова переходим в самое начало нашего процесса изменений и улучшений ваших сайтов ;)
Вы всегда можете подискутировать с нами или задать нам любой вопрос про интернет-маркетинг - https://www.yalstudio.ru/company_news/
Еще материалы по теме: