Страшные тайны Урала. Николай Рундквист
Когда у нас в «Азимуте» вышла книга «Урал. Антология лучшего», моя свекровь сказала: «Кому вообще нужно это лучшее! Напиши лучше «Антологию худшего», это точно всем интересно будет».
И вот такую книгу написал Николай Рундквист. Получилось отлично. Сначала прочитала я, потом муж, а когда книга наконец добралась до свекрови, она на два дня отменила все домашние дела. Прошу учесть, мама моего мужа живет в Самаре, а на Урале была только один раз и то недолго.
В книге 20 очерков, посвященных разным событиям или явлениям уральской истории. Конечно, среди них широко известные трагедии – гибель группы Дятлова, расстрел Романовых, а также уже подзабытая история Павлика Морозова из села Герасимовка. Несколько очерков так или иначе связаны с космической тематикой – челябинский (чебаркульский) астероид, история про кыштымского карлика-инопланетянина Алешеньку, М-ский теугольник. Есть уральская военка-техногенка – ВУРС (авария на «Маяке»), сибирская язва в Свердловске, тайна горы Ямантау.
По каждой теме собран и структурирован максимум доступной информации. Написано доступно, понятно, не предвзято. Есть информативные иллюстрации, карты и схемы.
Внимание всем, кто интересуется гибелью группы Дятлова. В книге «Страшные тайны Урала», помимо разбора основных версия трагедии, дана совершенно новая, 65-ая по счету версия. От самого Рундквиста. Без летающих тарелок, спецслужб и манси.
Для тех, кто не знает, скажу: Николай Рундквист – российский путешественник с огромным опытом как зимних, так и летних походов. Организатор и участник экспедиций «100 дней на Урале» (за указанный срок был пройден весь Уральский хребет), «Дорогами России» (старт в Выборге, финиш на мысе Дежнева), арктической экспедиции «Пешком по океану» и т.д.
Итак, версия от опытного путешественника Николая Рундквиста, изложенная в книге «Страшные тайны Урала». Привожу с серьезными сокращениями:
«…Из-за ухудшения погоды ребята не смогли пройти в этот день столько, сколько хотелось бы Игорю Дятлову. Поставили палатку на восточном склоне Холатчахла там, где 26 февраля ее нашли поисковики.
Шквал ветра, снегопад. Палатку начинает заносить, в ней становится все теснее и неуютнее. Золотарев и Тибо-Бриньоль одеваются и выходят наружу, чтобы очистить от снега скат палатки. Сделать это сложно, поземка наметает новые и новые порции снега на ненадежное убежище. Находящиеся снаружи предлагают сворачивать лагерь и уходить к границе леса. Игорь Дятлов принимает решение остаться в палатке.
Из-за снега всем уже не хватает места в палатке, там страшная теснота, под напором снега сторона палатки, обращенная к склону, лопается, через прореху внутрь набивается снег. Кое-как удается заткнуть разрыв чьей-то курткой. Самые опытные – инструктор туризма Золотарев и руководитель многих походов Тибо-Бриньоль – принимают решение уйти в лес, где намереваются развести костер и ожидать остальных.
Метет все сильнее. Через какое-то время на палатку обрушивается пласт снега и окончательно придавливает ребят. При этом практически никто не пострадал, но оставаться в палатке уже физически невозможно. Шок, стресс… Ребята не в состоянии вытащить из-под завала одежду и обувь, да и выйти очень трудно. Кто-то все же выбирается, видит внизу свет костра и призывает всех устремиться к нему. Расстояние кажется небольшим, что обычно и бывает в условиях ночи. Все воодушевляются принятием хотя бы какого-то решения. Палатка разрезается (им это не кажется чем-то экстраординарным: ничего страшного, как разрежем, так и зашьем – каждый вечер ее штопаем!), и туристы устремляются к желанному костру.
Возможно, кто-то хотел одеться на улице, прихватив с собой охапку одежды, однако на улице бросил ее, что может говорить не только о смертельной опасности дальнейшего пребывания у палатки, но и о необходимости догонять уходящую вниз группу. Я сам бы в это не поверил, если бы не был свидетелем аналогичного случая, имевшего место в Арктике в 1994 году. Один из опытных участников высокоширотной экспедиции поморозил пальцы.
– Как вы руки-то поморозили? Не так уж и холодно было…
– Варежку уронил!
– Ну и что?
– Поднимать было некогда. Отставал...
Стресс и холод в считанные минуты способны изменить до неузнаваемости человека, его поведение и мировосприятие...»
Дальше травма на склоне Рустема Слободина, рассредоточение группы и снежная подвижка в лощине, где был разведен костер. Привожу еще одну цитату:
«…В пользу снежного обвала в лощине говорит такой неоспоримый и всеми обойденный вниманием факт. 1 февраля четверка расположилась на поверхности настила, а в конце того же месяца, погребенная под 4-5-метровым слоем сильно утрамбованного снега, ничем не выдавала поисковикам своего присутствия. В начале марта поисковики прощупывали весь овраг лавинными зондами, длины которых, очевидно, не хватило. Отметим, что все остальные участники трагедии были лишь слегка припорошены снегом. Откуда, если не вследствие снежного обвала, над несчастными оказалось ТАКОЕ количество плотного снега, для раскопки которого потребовались саперные лопаты и кайлы?»
Имейте в виду, что в книге Рундквиста, глава, посвященная гибели группы Дятлова называется «За перевалом – айсерм» (айсерм или асирма по-мансийски «холод»). Бумажную книгу найти сейчас нелегко – тираж был небольшим, но на сайте Издательства «Квист» выложена ее полная версия.
Продолжение темы – обзор книги Е. Буянова и Б. Слобцова "Тайна перевала Дятлова", в которой обосновывается лавинно-холодная версия, читайте здесь.