Найти тему
Изобложение

Девушка с жемчужной серёжкой (1665)

Ян Верме́ер (1632-1675)

Маурицхайс, Гаага

44,5 × 39 см, холст, масло
44,5 × 39 см, холст, масло

Одна из наиболее известных картин нидерландского художника Яна Вермеера. Её часто называют северной или голландской Моной Лизой.

Многие были очарованы тем, как девушка поворачивается к зрителю, ее взглядом, цветами. И, конечно, качеством света.

-2

Но даже если девушка, возможно, сидела и позировала для этой картины, хотите верьте, хотите нет, Девушка с жемчужной сережкой - это не портрет. В нем слишком мало отличительных черт: нигде нет ни родинок, ни шрамов, ни веснушек. Таким образом, вместо портрета эта картина - «тронье» (от нидерл. tronie — головалицорожа) - одна из форм жанровой живописи, получившая распространение во времена Вермеера.

-3

Вермеер не нарисовал все детали, которые, вы ожидаете увидеть. Когда вы смотрите поближе, вы понимаете, что ваши глаза обманывают вас. Например, нос девушки. Вы видите нос, но где находится мост? Вермеер нарисовал его той же розовой краской, что и правую щеку. Он также не обозначил определенный контур, поэтому нос плавно переходит в щеку. Это означает, что вы видите мост, которого на самом деле не существует!

-4

Эта жемчужина слишком велика, чтобы быть реальной, и скорее всего, это имитация. Но гениальность заключается в том, как Вермеер нарисовал ее, всего двумя мазками белой краски: один снизу, чтобы отразить воротник, и толстый мазок вверху. Больше ничего нет, даже серебряного крючка.

-5

Девушка смотрит на вас большими влажными глазами. Но почему? Она беззаботна или любопытна? Грустна или застенчива? Может влюблена? Вермеер не дает никаких подсказок о ее эмоциональном состоянии, оставляя уголки ее глаз неясными. Это затрудняет "чтение" ее чувств, и для того чтобы заполнить детали, тут вступает ваше воображение. И, естественно, результат разный, у всех.

-6

Девушка смотрит на вас большими глазами и вступает в контакт. Но так же она делает это и ртом. Ее полные красные губы слегка приоткрыты, как будто она собирается что-то сказать. На красной краске Вермеер добавил пару тонких белых проблесков. Это делает губы девушки влажными. Она собирается что-то сказать или готовится к поцелую?

-7

При инвентаризации, проведенной после смерти Вермеера, эта картина была описана как «тронье, нарисованное в турецком стиле». Но девушка не турецкая красавица. Это далеко не так: она девушка из Дельфта, которая нарядилась для Вермеера как экзотическая турецкая женщина. Ее тюрбан из синих и желтых шарфов особенно поразителен. Девушки из Дельфта не носили бы такие головные уборы, поэтому этот тюрбан скорее всего появился из хорошо укомплектованного гардероба Вермеера. Но пиджак с плиссированной рукавной вставкой, наверняка носили бы модницы Делфта.

-8

Картина подписана «IVMeer», но не датирована.

Великолепный оригинал статьи (англ).