Найти тему

«Этот медведь разрушил мою жизнь»

Обзор на фестиваль «Нового британского кино» 2017

Автор: Татьяна Журавлева

Кадр из фильма "Прощай, Кристофер Робин"
Кадр из фильма "Прощай, Кристофер Робин"

С 3 по 12 ноября в Ельцин Центре прошел XVIII фестиваль «Новое британское кино», который собрал лучшие новинки английского кинематографа: драма о близком друге Винни Пуха, фильм о взрослении вокалиста известной инди-группы и артхаусное кино о психиатрическом эксперименте с использованием ЛСД. Эти картины основаны на реальных событиях, с максимальной достоверностью, с вниманием к деталям и подбором актеров, похожих на реальных героев. О фильмах с первых трех дней фестиваля читайте в обзоре от Екб-Критика.

«Прощай, Кристофер Робин», Саймон Кёртис

Давайте на минуту представим, что все события в этого фильма происходят с вами. Вы ветеран войны, которого преследуют флешбеки. В жизни вас больше ничего не радует, а последние друзья устали мириться с вашими нервами. Выход один — написать книгу, которая покончила бы со всеми войнами мире. Цель, безусловно, благородная. Осталось только ее добиться. Заручась поддержкой жены, вы отправляетесь с ней, ребенком и его няней в деревню, где забываете о работе и начинаете просто жить. Изредка общаетесь с сыном, мастерите из дерева и разводите скот. Книга заброшена, но идея жива. Внезапно жена, которая пыталась вернуть вас на путь истинный, сдается и уезжает. Все стало хуже? Тут на помощь Винни Пух.

И они пошли. Но куда бы они ни пришли и что бы ни случилось с ними по дороге, — здесь в Зачарованном Месте на вершине холма в Лесу, маленький мальчик будет всегда, всегда играть со своим медвежонком.
-2

«Прощай, Кристофер Робин» — биографическая драма об Алане Милне и его сыне Билли Муне (Кристофере — Робине Милне) от Саймона Кёртиса. Писателя сыграл Донал Глисон, его жену Дафну — Марго Робби. Маленького Кристофера Робина — Уилл Тилсон, а его 18-летнего — Алекс Лоутер. Это безумно красивый фильм, насыщенный пейзажами и яркими цветами. В диссонанс к нему — холодные отношения между героями.

Страх и привязанность — два самых навязчивых чувства в человеческой душе. Избавиться от них довольно проблематично. И именно они поработили Алана и Дафну после Первой мировой войны. В попытке убежать, эти новоявленные родители оставляют воспитание сына на няню. Но мальчик упорно тянется к ним, особенно к отцу. И вот, по стечению обстоятельств, Алан и Билли (Кристофера Робина так называли близкие) остаются одни на некоторое время. Отец вынужден общаться с сыном. Играя с малышом и наблюдая за ним, у Алана рождается идея. Хотя её подкидывает и сам мальчик: «Папа, а напиши сказку про меня?”

«Винни Пух и все, все, все…» принесла известность не только своему автору, но и прототипу главного героя. Маленькому мальчику популярность сначала даже нравилась. Вот только он никак не мог привыкнуть, что даже родные люди должны называть его в обществе  Кристофером Робином, а не Билли Муном. В школе над ним начинают издеваться, цитируя строки из стихов отца. Мальчик вырастает и совершает побег к анонимности и свободе: уходит на войну добровольцем, подделав медицинское обследование. Перед этим он искренне разговаривает с папой. Какое детство было у
«самого счастливого в мире мальчика»? Отличное. А вот взрослеть было тяжело.

Эмоции зрителя при просмотре скачут от смеха до слез, заставляя иначе смотреть на детей. И громкие фразы, вроде «этот медведь разрушил мою жизнь», не вызывают смеха своей нелепостью, а звучат очень органично. Всем, кто желает всколыхнуть детские комплексы, смотреть однозначно.

«Англия принадлежит мне», Марк Гилл

Становление личности и творчества Моррисси — вокалиста известной британской рок-группы The Smiths 80-х годов — тема банальная, как и все биографии музыкантов, но, несколько неожиданная в своей подаче. В фильме Марка Гилла «Англия принадлежит мне» молодого Моррисси играет Джек Лауден, который раньше снимался в основном в сериалах.

Название отсылает к строчкам из песни The Smits — «Stil Ill», которые и характеризуют всю картину.

«I decree today that life
Is simply taking and not giving
England is mine — it owes me a living
But ask me why, and I’ll spit in your eye»
Кадр из фильма "Хорошо быть тихоней"
Кадр из фильма "Хорошо быть тихоней"

По своей атмосфере и музыке фильм напоминает подростковую драму “Хорошо быть тихоней”. Он будто слеплен из хипстерских фотографий на пленку. Главные герои — Стивен и Чарли — оба очень стеснительны и совершенно потеряны. У них узкий круг друзей, зато полно амбиций как в музыке, так и в писательстве. Но есть между ними и различия. Первое — это возраст. Стивен старше, и проблемы у него серьезней. Второе — восприятие мира. Если тихоня Чарли концентрировался на его внешней стороне наблюдал за ним, то Стивен интересовали лишь внутренние ощущения, какой-то собственный мир. Чарли влюблен в мир, а Стивен — в себя. Морриссон пропитан музыкой и книгами. Он словно бушующее море (такое сравнение придумали не мы, сам режиссер). А его волны — заметные и ощутимые для других — в стихах и песнях.

Основная сюжетная линия — поиск Стивеном себя и своей группы. На наших глазах из мальчика, который не может сказать ни слова в повседневном общении и пишет “разгромную” музыкальную критику, вырастает настоящий лидер. Меняются люди вокруг него, работа, но это все — ступени к достижению цели. Лишь однажды цепочка событий, ведущая к успеху, прерывается депрессией. Со временем болезнь перерастает в обычное творческое затишье, которое прерывается приходом гитариста Джонни Марра. Точно так же, еще мальчиком, он пытается собрать группу.

Из всех трех фильмов этот — самый простой. Вам не обязательно разбираться в музыке, чтобы понять его, не нужно быть знакомым с именами рок-сцены 80-х. Любой зритель получит эстетическое наслаждение от такого количества хороших саундтреков. Даже не нужно иметь более-менее сформированное представление об английской молодежи того времени, потому что “Англия принадлежит мне” — фильм о творческой молодежи всего мира всех времен. Есть возраст, когда тебе кажется, что можешь покорить целую планету, ведь внутри тебя все кипит и бушует. Сможешь ты это сделать или станешь офисным клерком — твой выбор. Но решать нужно сейчас.

«Бесит быть нормальным», Роберт Муллан

«Бесит быть нормальным» — картина, в которой всё внимание сосредоточено на герое актера Дэвида Теннанта — Рональде Дэвиде Лэйнге. Кто он: человек с синдромом Бога или старожил странной психбольницы? Вокруг этого вопроса и крутится все повествование.

В основе сюжета рассказ о докторе, основателе и создателе психиатрического эксперимента «Кингсли-холл», шотландском психиатре Р.Д. Лэйнге. Зрителю представлена Англия 60-х годов, когда в психиатрии появляется врач, который вскоре становится известен всему миру, благодаря своему нестандартному подходу.

Кадр из фильма "Бесит быть нормальным"
Кадр из фильма "Бесит быть нормальным"

Он считает, что шизофрения, депрессия, мания и прочее — не повод запирать человека, причинять ему боль электрошоком и травить таблетками. Единственное, что, как он считает, может помочь — небольшое количество ЛСД. Наркотик пробуждает воспоминания, помогает их «отпустить». Зритель, вслед за доктором, выслушивает разные истории, к которым невозможно остаться равнодушным. Но слабонервным лучше отвернуться — шипами от роз здесь режут вены, дрожащими пальцами вяжут узлы и с пеной у губ считают до миллиона. Истории идут, одна за другой, при приглушенном свете свечей.

Отчуждение становится уделом современного человека вследствие жестокого насилия, которое одно человеческое существо совершает в отношении другого человеческого существа
Рональд Лэйнг

Роберт Муллан — режиссер картины, в конце не дает прямого ответа на вопрос: “Были ли действия доктора Лэйнга правильными?”. Он лишь раскрывает его личность как со стороны ведущего идеолога антипсихиатрии, так и с семейной жизни и собственных психологических проблем. Решать уже зрителям.

Восстановленный материал 2017 года. Другие тексты можно также прочесть на нашем сайте или в группе ВК.