Обзор на фестиваль «Нового британского кино» 2017
Автор: Татьяна Журавлева
С 3 по 12 ноября в Ельцин Центре прошел XVIII фестиваль «Новое британское кино», который собрал лучшие новинки английского кинематографа: драма о близком друге Винни Пуха, фильм о взрослении вокалиста известной инди-группы и артхаусное кино о психиатрическом эксперименте с использованием ЛСД. Эти картины основаны на реальных событиях, с максимальной достоверностью, с вниманием к деталям и подбором актеров, похожих на реальных героев. О фильмах с первых трех дней фестиваля читайте в обзоре от Екб-Критика.
«Прощай, Кристофер Робин», Саймон Кёртис
Давайте на минуту представим, что все события в этого фильма происходят с вами. Вы ветеран войны, которого преследуют флешбеки. В жизни вас больше ничего не радует, а последние друзья устали мириться с вашими нервами. Выход один — написать книгу, которая покончила бы со всеми войнами мире. Цель, безусловно, благородная. Осталось только ее добиться. Заручась поддержкой жены, вы отправляетесь с ней, ребенком и его няней в деревню, где забываете о работе и начинаете просто жить. Изредка общаетесь с сыном, мастерите из дерева и разводите скот. Книга заброшена, но идея жива. Внезапно жена, которая пыталась вернуть вас на путь истинный, сдается и уезжает. Все стало хуже? Тут на помощь Винни Пух.
И они пошли. Но куда бы они ни пришли и что бы ни случилось с ними по дороге, — здесь в Зачарованном Месте на вершине холма в Лесу, маленький мальчик будет всегда, всегда играть со своим медвежонком.
«Прощай, Кристофер Робин» — биографическая драма об Алане Милне и его сыне Билли Муне (Кристофере — Робине Милне) от Саймона Кёртиса. Писателя сыграл Донал Глисон, его жену Дафну — Марго Робби. Маленького Кристофера Робина — Уилл Тилсон, а его 18-летнего — Алекс Лоутер. Это безумно красивый фильм, насыщенный пейзажами и яркими цветами. В диссонанс к нему — холодные отношения между героями.
Страх и привязанность — два самых навязчивых чувства в человеческой душе. Избавиться от них довольно проблематично. И именно они поработили Алана и Дафну после Первой мировой войны. В попытке убежать, эти новоявленные родители оставляют воспитание сына на няню. Но мальчик упорно тянется к ним, особенно к отцу. И вот, по стечению обстоятельств, Алан и Билли (Кристофера Робина так называли близкие) остаются одни на некоторое время. Отец вынужден общаться с сыном. Играя с малышом и наблюдая за ним, у Алана рождается идея. Хотя её подкидывает и сам мальчик: «Папа, а напиши сказку про меня?”
«Винни Пух и все, все, все…» принесла известность не только своему автору, но и прототипу главного героя. Маленькому мальчику популярность сначала даже нравилась. Вот только он никак не мог привыкнуть, что даже родные люди должны называть его в обществе Кристофером Робином, а не Билли Муном. В школе над ним начинают издеваться, цитируя строки из стихов отца. Мальчик вырастает и совершает побег к анонимности и свободе: уходит на войну добровольцем, подделав медицинское обследование. Перед этим он искренне разговаривает с папой. Какое детство было у
«самого счастливого в мире мальчика»? Отличное. А вот взрослеть было тяжело.
Эмоции зрителя при просмотре скачут от смеха до слез, заставляя иначе смотреть на детей. И громкие фразы, вроде «этот медведь разрушил мою жизнь», не вызывают смеха своей нелепостью, а звучат очень органично. Всем, кто желает всколыхнуть детские комплексы, смотреть однозначно.
«Англия принадлежит мне», Марк Гилл
Становление личности и творчества Моррисси — вокалиста известной британской рок-группы The Smiths 80-х годов — тема банальная, как и все биографии музыкантов, но, несколько неожиданная в своей подаче. В фильме Марка Гилла «Англия принадлежит мне» молодого Моррисси играет Джек Лауден, который раньше снимался в основном в сериалах.
Название отсылает к строчкам из песни The Smits — «Stil Ill», которые и характеризуют всю картину.
«I decree today that life
Is simply taking and not giving
England is mine — it owes me a living
But ask me why, and I’ll spit in your eye»
По своей атмосфере и музыке фильм напоминает подростковую драму “Хорошо быть тихоней”. Он будто слеплен из хипстерских фотографий на пленку. Главные герои — Стивен и Чарли — оба очень стеснительны и совершенно потеряны. У них узкий круг друзей, зато полно амбиций как в музыке, так и в писательстве. Но есть между ними и различия. Первое — это возраст. Стивен старше, и проблемы у него серьезней. Второе — восприятие мира. Если тихоня Чарли концентрировался на его внешней стороне наблюдал за ним, то Стивен интересовали лишь внутренние ощущения, какой-то собственный мир. Чарли влюблен в мир, а Стивен — в себя. Морриссон пропитан музыкой и книгами. Он словно бушующее море (такое сравнение придумали не мы, сам режиссер). А его волны — заметные и ощутимые для других — в стихах и песнях.
Основная сюжетная линия — поиск Стивеном себя и своей группы. На наших глазах из мальчика, который не может сказать ни слова в повседневном общении и пишет “разгромную” музыкальную критику, вырастает настоящий лидер. Меняются люди вокруг него, работа, но это все — ступени к достижению цели. Лишь однажды цепочка событий, ведущая к успеху, прерывается депрессией. Со временем болезнь перерастает в обычное творческое затишье, которое прерывается приходом гитариста Джонни Марра. Точно так же, еще мальчиком, он пытается собрать группу.
Из всех трех фильмов этот — самый простой. Вам не обязательно разбираться в музыке, чтобы понять его, не нужно быть знакомым с именами рок-сцены 80-х. Любой зритель получит эстетическое наслаждение от такого количества хороших саундтреков. Даже не нужно иметь более-менее сформированное представление об английской молодежи того времени, потому что “Англия принадлежит мне” — фильм о творческой молодежи всего мира всех времен. Есть возраст, когда тебе кажется, что можешь покорить целую планету, ведь внутри тебя все кипит и бушует. Сможешь ты это сделать или станешь офисным клерком — твой выбор. Но решать нужно сейчас.
«Бесит быть нормальным», Роберт Муллан
«Бесит быть нормальным» — картина, в которой всё внимание сосредоточено на герое актера Дэвида Теннанта — Рональде Дэвиде Лэйнге. Кто он: человек с синдромом Бога или старожил странной психбольницы? Вокруг этого вопроса и крутится все повествование.
В основе сюжета рассказ о докторе, основателе и создателе психиатрического эксперимента «Кингсли-холл», шотландском психиатре Р.Д. Лэйнге. Зрителю представлена Англия 60-х годов, когда в психиатрии появляется врач, который вскоре становится известен всему миру, благодаря своему нестандартному подходу.
Он считает, что шизофрения, депрессия, мания и прочее — не повод запирать человека, причинять ему боль электрошоком и травить таблетками. Единственное, что, как он считает, может помочь — небольшое количество ЛСД. Наркотик пробуждает воспоминания, помогает их «отпустить». Зритель, вслед за доктором, выслушивает разные истории, к которым невозможно остаться равнодушным. Но слабонервным лучше отвернуться — шипами от роз здесь режут вены, дрожащими пальцами вяжут узлы и с пеной у губ считают до миллиона. Истории идут, одна за другой, при приглушенном свете свечей.
Отчуждение становится уделом современного человека вследствие жестокого насилия, которое одно человеческое существо совершает в отношении другого человеческого существа
Рональд Лэйнг
Роберт Муллан — режиссер картины, в конце не дает прямого ответа на вопрос: “Были ли действия доктора Лэйнга правильными?”. Он лишь раскрывает его личность как со стороны ведущего идеолога антипсихиатрии, так и с семейной жизни и собственных психологических проблем. Решать уже зрителям.
Восстановленный материал 2017 года. Другие тексты можно также прочесть на нашем сайте или в группе ВК.