Найти в Дзене
История 2.021 ☑️

Монголы на войне. #3 Кораблестроение

Какие корабли составляли флот монгольского вторжения хана Хубилая из Кореи в Японию? Доказательства скудны, но предполагают, что корейские торговые суда дальнего следования были наиболее вероятными перевозчиками.

Исследования археологов показывают, что эти суда имели почти плоское днище. Судостроители последовательно закрепляли сосновые доски с перекрывающимися кромками и ригельными или шипованными соединениями.

Китайское транспортное судно. Источник изображения: https://www.maritimeasia.ws/
Китайское транспортное судно. Источник изображения: https://www.maritimeasia.ws/

Традиционно китайские и корейские суда того времени именовались джонками.

Вяз использовался для колышков для того чтобы запереть ригеля и шипы на месте. Из дуба был сделан тяжелый брус, который устанавливался посередине судна и служил крепким поперечным шпангоутом для стабилизации корпуса. Для этой же цели в корпус были вмонтированы поперечные доски из дуба. Еще один слой тяжелых дубовых перекладин соединял верхние доски с двух сторон корпуса. Схема поперечной опорной балки была, по-видимому, уникальной для корейского кораблестроения.

Большая океанская джонка. Источник изображения: https://swordmaster.org
Большая океанская джонка. Источник изображения: https://swordmaster.org

Как китайские, так и корейские суда дальнего плавания имели кормовой руль, большую мачту (грот) посередине и меньшую фок-мачту – ближе к носу корабля. Иногда на корме устанавливалась третья – бизань-мачта. А изредка и четвертая, и даже пятая. Паруса были прямоугольные, усиленные досками. На китайских и корейских кораблях использовали брашпиль, чтобы поднять тяжелый якорь.

Двухмачтовая джонка. Источник изображения: https://swordmaster.org
Двухмачтовая джонка. Источник изображения: https://swordmaster.org

Корейские корабли имели дощатую палубу, но неизвестно, разделялось ли пространство под палубой на трюмы, как это было характерно для китайских кораблей того времени. Изображение на корейском зеркале того периода показывает сваленные на палубе товары и просторные каюты для богатых купцов, которым принадлежали эти товары. Корейские источники утверждают, что на этих кораблях с комфортом могли плыть семьдесят человек. Текущее состояние археологических, текстологических и визуальных свидетельств не позволяет даже строить предположения о размерах и тоннаже этих судов.

Корабль из Цюаньчжоу. Источник изображения: https://howlingpixel.com
Корабль из Цюаньчжоу. Источник изображения: https://howlingpixel.com

О китайских кораблях, которые сформировали второй флот, атакующий Японию, мы имеем вещественные доказательства. В 1974 году китайские археологи раскопали корпус корабля из ила в бухте Цюаньчжоу. Корабль оказался в удивительной сохранности от ватерлинии. Чеканка монет на борту корабля датировалась 1272 годом, всего за два года до первого нападения хана Хубилая на залив Хаката. Корабль был длиной 113 футов, водоизмещением около 375 тонн.

В отличие от типичных китайских кораблей с плоскими днищами, корабль из Цюаньчжоу имел киль, V-образный профиль и острый нос. Двенадцать переборок разделяли корпус, который также имел крепления для трех мачт. У корабля был плоский руль, а не кормовое рулевое весло. Обшивка крепилась железными гвоздями. Груз благовоний, перца и древесины говорит о том, что это был дальний грузовой корабль, возвращавшийся из Юго-Восточной Азии. Такой корабль мог бы доставить войска в Японию.

Гибель китайского флота в бухте Хаката. Источник изображения: https://expertseguros.com
Гибель китайского флота в бухте Хаката. Источник изображения: https://expertseguros.com

В течение последних трех десятилетий японские археологи искали в бухте Хаката физические свидетельства битвы 1281 года. То и дело появлялись дразнящие доказательства, такие как китайские и корейские якоря, китайская керамика, шарнирные доспехи и оружие, типичное для монгольских воинов.

Различные сканирования дна бухты выявили скопления бревен, которые, вероятно, являются остатками корабля или смешанными остатками нескольких кораблей. Большая часть древесных стволов меньше, чем та, которая используется на больших корейских торговых судах, что говорит о том, что монголы также захватили прибрежные суда и, вероятно, даже плоскодонные речные суда.

Останки китайского флота "вторжения" на дне. Источник изображения: http://divingworld.ru
Останки китайского флота "вторжения" на дне. Источник изображения: http://divingworld.ru

В 2013 году археологи обнаружили участок неповрежденного корпуса. Ультразвуковое сканирование показало, что киль длиной 36 футов с прилегающей обшивкой находится всего в трех футах ила на дне в непосредственной близости от берега в порту Хаката. На месте крушения разбросаны остатки керамики, каменные якоря и другие артефакты.

Читайте по теме:

Монголы на войне. #1 Кавалерия – основа армии Чингисхана

Монголы на войне. #2 Мастера осады

«Божественный ветер». Часть 1. Чипангу

«Божественный ветер». Часть 2. Битва в бухте Хаката

Дорогой друг, спасибо за чтение! Надеемся, ты оценишь скромный труд авторов этого канала. Пожалуйста, поставь лайк, подпишись на наш канал, расскажи о нем в соцсетях. Прокомментируй, дополни прочитанное своим мнением – прошлое неоднозначно и противоречиво, а в споре рождается истина!