Дадаизм или дада — авангардистское нигилистическое движение, которое зародилось в Швейцарии во время Первой мировой войны и просуществовало с 1916-го по 1922-й год. После этого французский дадаизм слился с сюрреализмом, а немецкий — с экспрессионизмом. Этот стиль возник как реакция на ужасы войны, бессмысленность уничтожения человеческих жизней. Главными причинами всех вооруженных конфликтов дадаисты считали рационализм и логику, поэтому фундаментальными ценностями их художественного движения стали цинизм, отсутствие эстетики, отрицание стандартов,иррациональность, разочарованность, критика общественных перемен.
Почему стиль зародился именно в Швейцарии? Все просто: во время Первой мировой войны Швейцария сохраняла нейтралитет, что превратило ее в своего рода «остров свободы» для людей искусства со всей Европы (по большей части — из Франции и Германии). Поэты и художники, оказавшиеся в разгар войны в безопасной Швейцарии, должны были бы чувствовать облегчение от того, что им удалось сбежать. Однако вместо этого они ощущали бессильную ярость: их возмущало современное общество и его реакция на происходящие события. Поэтому они решили выразить свой протест с помощью доступных им средств, превратить искусство в анти-искусство. Ведь обществу все равно не будет до этого никакого дела. Писатели и поэты стали щедро сдабривать свои произведения ругательствами и сомнительным юмором. Художники освоили визуальные каламбуры и стали использовать в своих работах предметы обихода.
Происхождение термина
Основателем дадизма считается поэт Т.Тцара. Именно он дал название новому стилю. Поэт нашел слово «дада» в одном из словарей, значение которого связывалось с африканской культурой, и определялось как хвост священной коровы. Также данное слово означает детскую деревянную лошадку, или же лепет ребенка. По мнению Т.Тцара, главное значение слова «дада» — бессмыслица, предмет, не имеющий особого значения и важной роли. Именно так, считал он, можно описать все направление.
Ключевые идеи
- Дадаизм стал первым концептуальным художественным движением,представители которого фокусировались не на создании эстетически приятных объектов.
- Представители дадаизма были настолько против каких бы то ни было проявлений буржуазной культуры, что даже сами себе они не особенно нравились. «Дада — это анти-дада», — кричали они.
- Художники считали очень важным оставлять какую-то часть в выполнении своих работ на волю случая. Такой подход противоречил всем нормам создания произведений искусства, где каждая работа должна была быть тщательно спланированной и завершенной. Привнесение элемента случайности было одной из форм протеста дадаистов против традиционных канонов в искусстве, а также попыткой найти ответ на вопрос о роли художника в творческом процессе.
- Дадаисты известны использованием так называемых «реди-мейдов» — предметов быта, которые можно купить и представить в качестве произведения искусства после минимального вмешательства художника. Использование реди-мейдов подняло вопросы о художественной креативности,о самом определении того, что может считаться искусством, и его цели в обществе. в качестве объектов своего творчества дадаисты выбирали предметы, которые не то что невозможно воспринимать как произведения искусства, на них в принципе не принято смотреть: ржавые велосипедные колеса, разбитые бутылки и мятые консервные банки, старая мебель с расщепившимися досками, выброшенные тряпки и предметы обихода, вышедшие из употребления.
Основные представители
Макс Эрнст (2 апреля 1891—1 апреля 1976) — немецкий художник и скульптор, который работал во Франции и Америке. Ему было 23 года, когда началась Первая мировая война.
«1 августа 1914 года М.Э. умер. Он воскрес 11 ноября 1918»
Макс Эрнст
Говорят, что творческий метод Джексону Поллоку (одному из самых дорогих художников современности) подарил именно Макс Эрнст. Это он придумал наливать краску в дырявую консервную банку и раскачивать ее над холстом. Также Эрнст придумал метод граттаж (процарапывал слой краски, проявляя фактуру подложенных под холст предметов) и метод фроттаж (натирание бумаги карандашом для проявления объема подложенных предметов). Он увлекался коллажами и придумывал для своих работ абсурдные названия.
Марсель Дюшан (28 июля 1887—2 октября 1968) — французско-американский художник. Дюшан стал первым дадаистом в США и долгое время жил на две страны. Несмотря на то, что его работы можно пересчитать по пальцам, Дюшан считается одним из самых влиятельных художников ХХ века. Реди-мейды Дюшана (готовые объекты, перемещенные волей художника из мира обычных вещей в мир художественных образов) чаще всего подвергались минимальному вмешательству с его стороны, но загадочным образом превращались в произведения искусства. Одной из самых возмутительных работ дадаизма стала «картина» Марселя Дюшана под названием «L.H.O.O.Q». Художник взял открытку с изображением «Моны Лизы», пририсовал ей усы и козлиную бородку и подписал бессмысленной на первый взгляд аббревиатурой, за которой прячется скабрезная фраза на французском.
Франсис Пикабиа (22 января 1879—30 ноября 1953) — французский авангардный художник и поэт,один из самых известных представителей дадаизма, которого называли «Папа Дада».
"Наша голова имеет круглую форму, чтобы мысль могла менять направление"
Франсис Пикабиа