Ещё в середине 18 века владельцы домов в Санкт-Петербурге составляли треть населения города, это были владельцы не только доходных домов, но и просто частных домов личного пользования. Но вот уже к концу 19 века их число значительно сократилось, вплоть до половины процента от населения Петербурга. Зато, выросло количество домов на одного владельца, в среднем каждый имел по 2 дома.
В основном домовладельцами были дворяне, так же, помещики и купцы, совсем малую часть составляли мещане. Преимущественное большинство из них были коренными петербуржцами, остальные приезжие, среди которых часто были иностранцы. Очевидно, домовладельцы были состоятельными молодыми, а скорее и не очень молодыми людьми, о чем говорит их средний возраст в 51 год.
Отношения между домовладельцем и арендатором, а тогда их называли квартиронаниматели, мягко говоря были отвратительные, а точнее бесправные. Человек, который снимал квартиру в доходном доме редко имел какие-либо права. Владелец дома мог устанавливать абсолютно любые условия, он мог поднимать плату за квартиру как только ему вздумается на любую сумму, мог выгнать своего квартиранта, а мог даже выгнать его так, что вещи квартиранта, переходили в собственность владельца. То есть условия были бесчеловечные, к тому же, чтобы снять квартиру нужно было пройти отборочный этап, просто так вам ее никто не давал.
Большое количество примеров этих условий мы можем найти в русской литературе того времени, потому что, писатели часто жили как раз на съемных квартирах.
Вот вам характерный пример из рассказа «Отрава жизни» Василия Авсеенко, когда Гладышеву подняли арендную плату сразу на 300 рублей в год, напомню, что средняя стоимость квартиры в год тогда составляла 450 рублей.
«Триста рублей сразу! Это разбой. – Гладышев разозлился, разгорячился и сказал что-то нелестное для последнего. Калабанов только погладил рукой бороду. К утру следующего дня Гладышев одумался, рассчитав, что переезд на новую квартиру да пригонка драпировок и мебели обойдется, пожалуй, не дешевле 300 руб., а еще беспокойство и потеря времени. Он решил согласиться на надбавку, но контракт, из предосторожности, заключил только на год: может быть, цены опять понизятся. Так зачем же себя связывать. Но прошел год, и Петр Петрович с ужасом слышал со всех сторон, что цены на квартиры не только не падают, а растут непомерно. Вместо домохозяина явился дворник и предъявил новое расписание всех квартир, по новым ценам. Против номера, занимаемого Гладышевым, стояла цифра 200.
– Да что твой хозяин с ума сошел, что ли? – накинулся он и на дворника.
– Нам это неизвестно, – спокойно ответил тот. – Кому, значит, не нравится, так чтоб съезжали.
И вот с этого дня жизнь П.П. Гладышева была окончательно отравлена».
Такими были условия аренды квартир в Российской Империи.
Если вам понравилось, не забудьте подписаться на канал!
Так же, пишите комментарии, если есть что сказать и заходите к нам в группу Вконтакте, там много всего интересного!
До встречи!