Найти тему
Likshalfel

«История школьной формы:В чем ходили гимназисты и почему девочкам запрещали учиться?»

История школьной формы в России

Историки сходятся на том, что возникла форма в XVI веке в среде английских благотворительных школ для сирот и обездоленных детей. Жители Лондона приносили в такие учреждения одежду для воспитанников. Чаще всего среди пожертвованных вещей встречались длинные пальто синего цвета. В конце концов за благотворительными школами закрепилось прозвище «bluecoatschools» (от bluecoat — синее пальто). Одной из них была Christ's Hospital («Приют Христа»), основанная в 1552 году. Эта школа существует по сей день, и форма, которую носят ее воспитанники, почти не изменилась с момента основания.

Форма в Великобритании является частью истории учебного заведения. В каждой школе действует своя форма, к которой прилагается головной убор, галстук, верхняя одежда и даже носки. Каждая престижная школа имеет собственный логотип.

В других странах Европы четкого регламента на школьную форму нет, исключения составляют только частные школы.

Предпосылки введения школьной формы в Российской империи возникли в начале XIX века. Учрежденное Александром I Министерство народного просвещения (МНП) в 1804 году приняло «Устав учебных заведений, подведомственных университетам», который разделил страну на шесть учебных округов с университетом во главе. Гимназические платья официально регламентированы не были, однако воспитанники престижных гимназий и пансионов заимствовали мундиры у студентов своих учебных округов.

Обязательная для всех гимназистов форма была введена императором Николаем I. Согласно «Положению о гражданских мундирах» от 27 февраля (11 марта) 1834 года, все учащиеся подведомственных МНП учебных заведений должны были «иметь мундир темно-зеленого сукна с темно-синим суконным же воротником с золотыми или серебряными петлицами из галуна по округам. Покрой как мундиров, так и положенных студентам и воспитанникам сюртуков иметь ныне существующий и носить им фуражки суконные темно-зеленые с околышком по цвету воротника». Пансионерам трех петербургских гимназий вместо сюртуков было положено носить синие однобортные куртки с красным стоячим воротником и позолоченными пуговицами. Парадные мундиры, детали которых имели ту же цветовую гамму, были украшены золотыми галунными петлицами. У каждого из этих учебных заведений был свой цвет выпушки на фуражке: у Первой Санкт-Петербургской гимназии — красный, у Второй — белый, у Третьей — голубой.

Изначально среднее образование было обязательным только для мальчиков, поэтому форму для гимназистов стали шить с 1834. По стилю костюм ученика царской России походил на военный: фуражка, гимнастерка, брюки, поясной ремень, шинель и черный суконный нагрудник зимой. Старшеклассники вместо гимнастерок носили куртки со стоячим воротником. Каждый гимназист был обязан надевать всегда чистую и наглаженную форму - за этим следили надзиратели. Существовал и праздничный вариант: темно-синий или темно-серый мундир с воротником, обшитым серебряной тесьмой. В течение 19 века форма гимназистов практически не претерпевала изменений.

В 1894 году была утверждена школьная форма для девушек. Правильной одеждой считалось коричневое шерстяное платье и черный шерстяной передник.

В те времена пренебрежение к внешнему виду каралось строже, чем незнание предмета. Ученица, явившаяся на занятия в растрепанном виде, получала выговор, представление родителям. Также девочку отчитывала классная дама или больше — сам директор гимназии.

На рубеже 19-20 веков ученическая форма оставалась почти неизменной. Небольшие изменения касались лишь отдельных видов одежды, а также правил её ношения. В «Памятной книжке ученика губернской гимназии» за 1900 год этим правилам уделялось пристальное внимание. Вне дома ученики обязаны были всегда находиться в одежде установленной формы, застёгнутой обязательно на все пуговицы. Перед выходом из дома рекомендовалось тщательно осмотреть себя и недостатки костюма немедленно исправить. Ношение длинных волос, усов и бороды, украшений, которые не соответствовали форме одежды, например, колец, перстней, высоких воротничков и цветных рубашек, хлыстов, палок и высоких сапог категорически запрещалось.

Согласно правилам, ученикам гимназии запрещалось посещать целый ряд учреждений, таких как: оперный театр, маскарады, балы, кофейни, бильярдные. Разрешалось посещать цирк, концерты, вечера, загородные общественные сады и места для прогулок. Отправляясь на занятия и возвращаясь домой, ученики обязаны были нести книги в ранцах, надетых на спину. Носить ранцы в руках или под мышкой категорически запрещалось. В большие церковные праздники, на экзаменах, в общественных местах, а также во всех торжественных случаях ученикам предстояло быть в мундирах и галстуках. Гулять по улицам города толпой вообще запрещалось. Гимназисты могли находиться на улицах до 19 часов.

В летнее время, с 1 мая по 1 сентября, ученикам гимназии разрешалось носить парусиновые блузы с черным ремнем и парусиновые штаны, а вместо суконных фуражек — белые фуражки из полотна с установленными буквами. Парусина должна была быть не окрашена, а обычная суровая. В случае пребывания на каникулах за рубежом воспитанники гимназии обязаны были носить там исключительно партикулярное (гражданское) платье. Они давали подписку начальству при получении заграничного паспорта. Выбывшие из учебного заведения могли донашивать свое гимназическое платье, но без металлических пуговиц и позумента.

После 1905 года появились серые куртки (гимнастёрки) с серебряными пуговицами. Эта форма шилась из так называемой «чёртовой кожи» — плотной хлопчатобумажной ткани, материала необычно износостойкого и прочного. Он очень напоминал нынешнюю джинсовую ткань.

Юные барышни-гимназистки имели 3 комплекта одежды. Платья для девочек шили из грубой хлопчатобумажной или шерстяной ткани. Повседневный вариант – коричневое платье, черный фартук. В праздники полагалось украсить платье белым фартуком и кружевным воротничком. В таком виде гимназистка ходила и церковь, в театр. Устав гимназии приписывал соблюдать чистоту, быть опрятной. В свободные дни девочка могла также надевать «свободное платье» любого фасона, если родители гимназистки могли позволить купить его для дочери. Цвет платьев менялся в зависимости от возраста девочки: младшие гимназистки носили форменную одежду синего цвета, 12-летние подростки до выпускных классов ходили в сине-зеленой одежде, а выпускницы - в темно-коричневых платьях. В теплое время года образ дополнялся соломенной шляпкой. В такой форме гимназистки ходили в театр, церковь и на торжественные вечера.

Школьная форма того времени – это дорогое удовольствие, как и собственно обучение в самой гимназии, а поэтому удел представителей высших сословий.

-2

-3

Все изменилось с пришествием власти большевиков: появилась единая школа, исчезли лицеи и реальные училища, а вместе с ними и форма учащихся.

В 1918 году Декрет «О единой школе …» отменил форму учащихся, признав ее наследием царско-полицейского режима. Но у этого отказа от формы была и другая, более понятная, подоплёка — бедность. Ученики ходили в школу в том, что могли предоставить им родители, а государство в тот момент активно боролось с разрухой, классовыми врагами и пережитками прошлого.

-4

Школьная форма вернулась только после Великой отечественной войны, в 1948 году. Источником вдохновения послужила старая гимназическая форма: гимнастёрки с поясами и фуражки у мальчиков, строгие коричневые платья и чёрные фартуки у девочек. Но платья стали короче, зато белый фартук можно было надевать чаще.

Существовало несколько моделей. У девочек — классическое коричневое платье с чёрным (повседневным) или белым (для торжественных мероприятий) фартуком, завязывавшимся сзади на бант.
Платья были скромно украшены кружевными воротничками и манжетами. Ношение воротника и манжетов было обязательным

-5

Из аксессуаров в девичий образ добавились черные, коричневые и белые банты. До конца 1950-х годов все девочки должны были носить косы с бантами, модные стрижки в школах были запрещены.

Форма стала явлением обязательным и за нарушения во внешнем виде учащимся делали замечания, вплоть до наказания.

«Потепление» режима не сразу сказалось на демократизации школьной формы, однако, это всё-таки произошло. Стиль советской школьной формы был модернизирован в 1962 году, и с тех пор он менялся каждое десятилетие. Имелись и некоторые различия в разных советских республиках. В 1962 году мальчики сменили гимнастерки и фуражки на серый, а позднее синий костюм, который делали шерстяным. Девочки продолжали носить коричневые платья с черным фартуком и белыми воротничками и манжетами.

Платья у девочек были почти одинаковые, но вот фартуки были разные — и самые простые из дешевой ткани, и очень красивые (даже черные, повседневные). Их или шили, или доставали по блату: с оборками, защипами, плиссированными или гофрированными крылышками.

Члены пионерской организации, к которой принадлежали почти все школьники до 14 лет (возраста вступления в комсомол), носили красные галстуки, которые к рассматриваемому периоду стали неотъемлемым атрибутом школьной формы.

С середины 1970-х покрой формы стал более тождествен тем направлениям моды, которые имели место в 1960-х. Правда, повезло только мальчикам. У мальчиков серые шерстяные брюки и курточки были заменены на брюки и куртки из полушерстяной ткани синего цвета.

Покрой курток напоминал классические джинсовые куртки (в мире набирала обороты так называемая «джинсовая мода»).

На боковой части рукава была нашита эмблема из мягкого пластика с нарисованным открытым учебником и восходящим солнцем.

Обязательным дополнением к школьной форме, в зависимости от возраста ученика, были октябрятский (в начальных классах), пионерский (в средних классах) или комсомольский (в старших классах) значки. .В 80-е годы ввели стандартную форму для старшеклассников, ее носили с 8-го класса. Девочки с первого по седьмой класс носили коричневое платье, как и в предыдущий период. Только оно стало ненамного выше колен.

Платья девочек по дизайну остались такими же, только немного выше колен. Для девочек из части регионов в 1984 году был введён костюм-тройка синего цвета, состоящий из юбки-трапеции со складками спереди, пиджака с накладными карманами и жилетки. Юбку можно было носить либо с пиджаком, либо с жилетом, либо весь костюм сразу. А строгие правила в отношении стрижки были ослаблены .

-7

В Ленинграде и некоторых районах Сибири и Крайнего Севера разрешали даже надевать синие брюки зимой.Главные аксессуары школьного костюма этого времени - октябрятские, пионерские или комсомольские значки и, конечно же, красный пионерский галстук.

У мальчиков брюки и куртка заменялись на брючный костюм. Цвет ткани был по-прежнему синий. Также синей была эмблема на рукаве.
Очень часто эмблему срезали, так как она выглядела не слишком эстетично, особенно по прошествии некоторого времени — краска на пластике начинала стираться.

В 1992 году школьная форма вновь была отменена и снова по тому же поводу: считалось, что она символизирует несвободу и рабское положение школьников. В некоторых школах в это время существовал негласный дресс-код, который регламентировал стиль, но в целом школьницам и школьникам по всей стране разрешалось носить джинсы и футболки. Запрещались, как правило, только слишком короткие юбки, глубокие декольте и прозрачные блузки. Во всем остальном школьники, особенно старшеклассницы, позволяли себе полную свободу. Включая туфли на шпильках.

-8

На сегодняшний день на федеральном уровне нет ни одного закона, который бы регламентировал внешний вид школьника. Каждая школа в России сама регламентирует этот вопрос локальными актами. Общей и обязательной является только рекомендация придерживаться делового стиля, поэтому мальчики из младших классов носят костюмы, а девочки — форменные сарафаны или юбки с жилетами, чаще всего — в клетку. Старшеклассники в большинстве своем форму не носят.

Заключение

Таким образом, можно выделить несколько этапов, которые прошла школьная форма в своем становлении и развитии. Первый этап можно датировать от появление первой формы для гимназистов до 1918 года, когда декретом форма была отменена как пережиток царского режима. Следующий этап с 1918 по 1948. Данный период в истории советского государства – это время, когда школьная форма для учащихся не была установлена. Новый этап начинается с 1948 года и продолжается до 1992 года. В этот период школьная форма вводится вновь, строго регламентируется и является для всех обязательной. На заключительном этапе развития с 1992 года и по настоящий день школьная форма не регламентируется государством, существуют лишь отдельные акты.

Форма в моменты своего существования выполняла знаковую функцию, определяла факт принадлежности к тому или иному заведению, ставила ребят «в один ряд», делая частью целого и дисциплинировала.

Сегодня все чаще возникает вопрос о возрождении традиций школьной формы. Мое отношение к школьной форме неоднозначное. С одной стороны, школьная форма, как и любая форма, дисциплинирует, приводит к сплоченности, способствует выработке в учениках ощущения общности, коллективизма, общего дела и наличия общих целей. А также форма исключает (во всяком случае, ограничивает) возможность конкуренции между учениками (и их родителями) в одежде, значительно снижает визуальную разницу между учениками из семей различного материального достатка, препятствуя расслоению по принципу «богатые/бедные». Но школьная форма имеет и другие стороны, такие как: форма, предложенная исходя из доступности цены, может не устраивать по качеству семьи с достаточным уровнем доходов. Форма может быть слишком дорогой для бедных семей.