Найти тему
семейка Семеновых

Новая школа. Варвара Степановна

Часть 2

Весной в 10-м классе мальчишки притащили на урок бутылку со змеёй, может, с ужом - попугать нас, девчонок, только получилось наоборот, как в жизни, испугались они больше, чем мы, девчата. Меня испугать было невозможно, на попытку напугать я ответила контратакой. Я взяла да выпустила мокрое, страшное создание из бутылки - с визгом и страшным криком опустел наш физкабинет. Вмиг у нашей двери оказалась… вся школа.

Девчонки, чуть не плача, спинами держали закрытую дверь от любопытных… Выходит из кабинета Варвара Степановна, всегда хорошо одетая, в бостоновом синем костюме, с иголочки пошитом, меняющая каждый день свои нарядные, непременно белоснежные кофточки, показывая тем самым свою чистую и преданную душу своим ученикам, и тихо спрашивает: «Кто это сделал?». А Люда Власова отвечает: «Я».

Посмотрела безмолвно на меня учительница, развернулась на 180 градусов и ушла к себе. И всё. Тут же прекратился шум и нашлись мальчики, которые поймали и запихали назад, в бутылку, существо липкое, скользкое, прямо скажем несимпатичное. Вот это был учитель - высшей пробы и с большой буквы.

И когда кто-то что-то в семье натворит, я никогда не кричу, я просто выжидающе молчу - и в ситуациях неординарных в жизни пока не терялась. Конечно, с Божьей помощью это всё происходило, но хороший пример – он и есть пример.

Другой её пример. Она, юная красавица невеста, дала заветное слово избраннику - ждать его с поля битвы в годы Гражданской войны и лихорадочных шатаний России – и всю жизнь… прождала, что заслуживает пристального рассмотрения и осмысления с философской и жизненной точки зрения. Была ли необходимость такого пожертвования, не став мамой и женой, нужно ли оно было обществу и ей самой? Или время было такое: жили с мечтой о принце, много читая о преданности духовной и романтической, как за мужьями-декабристами жёны ехали в далёкую Сибирь, или мечтала «быть Кончитой» и ждать, подражая героине, свою любовь - русского Рязанова - всю жизнь.

Но, прожив на свете свои годы, я хочу высказать мнение своё.

Гордыня, по христианским заповедям, - грех. Я не знаю всего происшедшего в её жизни, и не мне её судить. Но чтобы быть счастливой, по индийской философии, надо заботиться о мужчинах и им угождать, быть «замужней» женой – за мужем быть, чтить и заботиться о них.

Жить надо уметь всегда только настоящим и будущем, что не всегда легко!

А пожертвование - дело уж слишком «тонкое». Отпечаток затворничества я всё-таки приобрела от своей учительницы, и в этом ничего хорошего для меня не было. Хотя Варвара Степановна всегда говорила открыто, глядя в мои голубые смеющееся глаза: «Власова замуж выйдет первая», но… ошиблась лет на десять – увы, последняя. А первой выскочила моя соседка по парте, тоже Люда, из коллекции моих подружек.

В 10-м классе на лето наша дорогая Варвара Степановна задала нам, только двоим, столько трудных задач, которых и в классе не решали из-за их сложности, что нам пришлось хорошо попотеть. Только спустя несколько лет я поняла причину: уроки я никогда не учила, всё схватывала на лету, целыми днями пропадала на школьном катке, и мальчишки на нас смотрели - это видели все, кроме меня.

Люду Агапитову я нашла по телефону через много лет. Наша совместная парта оказалась счастливой на творческую деятельность - пишет стихи моя школьная подруга. Наша словесница Евгения Ивановна Маловик, жена отцовского директора, совсем бы в это не поверила. Я сильна была в математике, но вот жизнь заставила - взялась за перо. А та молча подходила и исправляла мои ошибки на экзамене.

Людмила живёт со своим закадычным школьным другом Валерой, вырастила двух сыновей и кухню с невестками не делит. А это ли не счастье, и при этом нянчит внуков, по необходимости душевной. Голос по телефону по-прежнему молодой и звонкий. Печёт на даче под Екатеринбургом пироги уральские, вспоминая добрым словом Кушву свою родную.

Поклонники у меня были всегда, но не более, так как во мне «сидела какая-то Варвара Степановна». Была я дурой ненормальной - во мне была любовь к природе, к Родине, к моей профессии, нужны были только книги и театр.

Был ещё один пример от Варвары Степановны, важный для жизни. Как всегда, предложили наши мальчики после выпускного бала зайти к ней в гости, под самое утро.

Инициаторами всего были именно они. Перед последними экзаменами, по их милости, мы в поисках цветов протопали много километров, что и сейчас жутко: если их нет в начале уральского леса, так почему они должны быть в конце? Не в сказке же «Двенадцать месяцев» мы пребываем. Чудеса бывают, но не всегда, а мы всем классом бежали за Жар-птицей! Кто-то её в жизни нашёл, а кто-то так и нет, обжёгся лишь. Судьбы у всех разные, а кто счастливей - лишь только Бог и скажет. Без сделанной в жизни кому-то подлости все люди счастливы.

Только это не все понимают – «у кого тусклый жемчуг, у кого пустые щи», как в народе говорят. Когда, мечтая найти своих Люд, я думала: кто же счастливее из нас? Но когда нашла, тогда и поняла, что нельзя сравнить далёкое высокое небо с матушкой землёй.

Счастье, успехи оценить нельзя, по росту их не поставишь, порой честность, даже для себя, для своих поступков важнее любого большого успеха в жизни.

Пошли на сей раз счастливые выпускники туда, куда действительно надо было идти - не к памятнику, а к живому человеку, в последний прощальный школьный выпускной. И не зря пошли, о чём говорили наши глаза - были счастливы, в первую очередь, мы, и хороший урок гостеприимства при этом получили от мудрого педагога.

Мы сидели на деревянном крыльце когда-то богатого, возможно, купеческого дома и очень удивлялись, как далеко Варвара Степановна Осинцева жила от школы, и при этом уплетали невообразимое количество дорогих конфет.

Нас, видимо, ждали и, конечно же, любили, уважали. Нам было приятно это осознавать в начале своего самостоятельного пути, это вселяло в нас уверенность, надежду и веру в хорошее.

Каждый июнь я вспоминаю «Красную шапочку» и «Мишку на севере» - крохи, песчинки любви и счастья на этой земле, которые тоже надо уметь дарить людям. А потом босиком мы топали долго домой, по камням, через весь город, из правобережья в левобережье, на запад, через дымящийся завод, дым которого мы, в силу своей молодости, не замечали - в новую жизнь.

Подписывайтесь на канал и читайте книгу с начало.

Можно заказать печатный вариант. Всем приятного прочтения. Возможно кто-то сделает для себя какие-то выводы. Буду рада если она вам поможет).

Предыдущие статьи:

Новая школа. Варвара Степановна Часть 1