Найти в Дзене
Джестериды

Осквернители

Флаги, памятники, мемориальные доски – так они захватывают территорию. Если бы можно было устанавливать устрашающие тотемы из трофейных частей человеческого тела, они бы и так делали. Разве есть лучший способ заклеймить землю?

Аннексированный Крым мигом был облеплен памятниками и флагами. На стенах домов появились портреты Путина и контуры большой России, подползающей к своей маленькой, родной амебке, когда-то отделившейся, и теперь снова соединяющейся с материнским организмом.

В Крым втекли Потемкин, Екатерина, князь Долгорукий, Николашка, Гагарин, Высоцкий и Сталин. Они, словно плодовые тела грибов, разрывали почву и вырастали из земли за одну дождливую ночь. Поперло из родной грибницы.

Был еще один знаменитый монумент. Во славу “вежливым людям”, котам и девчонкам. Так вот, его вчера залили красной краской. И сделал это взрослый 35-летний мужик, объяснив свои действия недовольством властью. Не каждый день до такого доходит.

Обычно, кто у нас оскверняет государственные символы? Дети, да кликуши. Из хулиганских побуждений пожарят сосиски над Вечным Огнем или портреты ветеранов после парада кидают в мусорный бак. Это несерьезно. Это лишь оттого, что так много святости окружает нас на пути домой.

Кремль не для того поддерживает в Вечных Огнях вечный газ, чтобы прохожие тушили их снежками. В стране, в которой все разваливается, а газ взрывается, последней линией обороны являются памятники. Падут они – и все побегут.

Флаги и монументы – символ контроля. Потому Кремль крайне болезненно реагирует на любой сваленный памятник в Польше, Литве или Украине. Однако в этом случае остается только скрежетать зубами – а вот граждан на подконтрольной территории ждет совсем иная судьба.

В Российской Империи сжигание флагов и тому подобные дела относились к статье №128, “Дерзостное неуважение Верховной Власти”. Именно дерзостное, а Власть (спасибо, что не капсом) именно Верховная. Наказывалось ссылкой на поселение. По сути, каторга и ударная работа на сибирских фабриках, стройках или рудниках.

А сегодня у нас существует статья №329. Надругательство над Государственным гербом Российской Федерации или Государственным флагом Российской Федерации. Можно присесть на годик. Если же вы надругались (не спрашиваю как) не над двухглавным орлом, а над Потемкиным в Крыму, то это от трех месяцев до трех лет в зависимости от того, сколько в ваших действиях было ненависти к различным социальным группам.

Ну, это еще ничего. В Аргентине за такие дела дают до четырех лет, в Южной Корее могут дать пятерочку, в Израиле – трешечку, в Китае – трешечка с потерей гражданских прав. В исламских странах к этому примешивается то, что на флагах изображены религиозные символы, а это переводит преступление в новую плоскость. Например, флаги Саудовской Аравии и Афганистана содержат Шахаду, текстовый символ веры мусульман. Более-менее легально можно осквернять флаги в Бельгии, Норвегии, Канаде. Нормальные такие страны, где человек не является данником государства.

В США можно публично сжечь флаг США, и все будет корректно. Правда, они долго к этому шли. Запрет окончательно был снят в 1989 году после судебного прецедента Техас против Джонсона. Там есть очень важная и красивая формулировка. Обвинители-республиканцы считали, что сохранение порядка и защита символа национального единства важнее права на свободу слова. В игре Liberal crime squad пародировалась эта позиция. Там Америка выродилась в тоталитарное государство, где сожжение флага проходило по статье “убийство флага” (до чего анимизм доводит) и каралось смертной казнью. В общем, мы тоже должны решить, что важнее: сохранение порядка и защита символа национального единства или право на свободу слова?

Солдат будет яростно сражаться за цветную тряпку. А судья не менее яростно сажать за нее. Насколько это нормально? С точки зрения неиндоктринированного индивида двадцать первого века, это морально устарелая концепция. Что-то из модерновых времен, когда идея национальных государств позволила ввести систему масссового призыва, чтобы набрать побольше дровишек для пламени мировых войн.

Кто важнее: человек или тряпка? Но давайте присвоим тряпке некое семиотическое величие и она перевесит всех живых людей. Это ведь тотемизм, как он есть. Еще Дюркгейм подчеркивал, что мы так доиграемся до того, что государство станет религией. Верующих во Флаг куда больше, чем верующих во Христа. Потому что веру во Флаг насаждают в общеобразовательных школах, в армии, в бюджетных учреждениях. Откуда иначе эта иррациональная моральная паника всякий раз, когда человек выступает против тряпки или против груды гипса? Патриот – тот же верующий, цепляющийся за свой приходик и сакральность институтов своей церкви. Так имело ли смысл уходить в светский атеизм, чтобы в итоге упереться в новую, куда более жестокую религию?

Обыватели требуют наказать осквернителя. За что? За неуважение (дерзостное). За оскорбление верующих, в конце концов. Помнится, памятник Вежливым Людям сразу после открытия освятили представители местной епархии. Бронза стала святой. Мы так быстро развиваемся, что наше дремучее магическое мышление не поспевает за технологическим и социологическим прогрессом. Средний человек оказывается потерян вне племенных реалий.

А власти? Они боятся, что каждый облитый краской истукан может немедленно спровоцировать массовое восстание. Как будто люди, увидев обляпанную скульптуру солдатика или погасший Вечный огонь, могут решить, что по всей стране началось, и пойдут громить витрины. Осквернение символов власти в качестве жеста протеста очень и очень не приветствуется. Государство, как живое существо, может психануть и затаить обиду. Ишь, иконоборцы выискались.

В Дании можно сжигать свой флаг, но нельзя чужие. В России запрещенно сжигать наш флаг, но можно сжигать чужие. У нас еще можно надругиваться над чужими памятниками. Сколько мучений претерпел несчастный мемориал в честь Немцова – отторгает его земля русская.

Путин, Трамп – это мелочи. Личины, пестрые племенные маски. В этом веке стоит куда более грандиозная задача. Потенциально мы подошли к пониманию, что государство должно быть демонтировано в пользу человека. Существуют формально демократические страны, пропитанные авторитарным духом этатизма. Те же Япония, Гонконг и Южная Корея. Там государственное тело (смешанное с корпократией) открыто подавляет свободу отдельных людей. Мне кажется, что в первом мире мы увидим конфликт людей и государств. Где-то деконструкция пройдет мирно, в правовом поле, где-то в формате гражданских войн.

Что такое государство? Воткнутые флаги? Разворованная социалка с наших налогов? Бронза, испачканная кровью? Святые гимны и псалмы? Феодальные виллы местных князьков? Тотем-пугало, собранный из ошметков людских тел?

О, я скажу вам, кто оскверняет эту землю.