Найти тему

УМЕЛЫХ МАСТЕРОВ ТВОРЕНЬЕ

Оглавление

С глубокой древности берега Великого Озера населяли буряты, культура которых постепенно впитывала традиции Азии и Европы, обогащая их своими самобытными ценностями. Воистину исключительным вместилищем этих национальных древностей является исторический отдел Иркутского областного краеведческого музея. В 1934 году в фонды музея поступил экспонат, датированный примерно концом XIX – началом XX века, — бурятское стрелохранилище.

Колчан упругих стрел…

Оружие, которое использовали буряты, отличалось массой вариаций. Одним из непременных его атрибутов первоначально был деревянный лук, используемый для охоты. Но со временем оттачивалась техника его изготовления, а потребность защищать свои земли превратила лук в мощное боевое оружие. Стрелы лежали в специальных футлярах, но и те и другие могли, в зависимости от ситуации, играть различную роль в жизни бурят, да и отличаться по внешнему виду.

В условиях похода (охота, война) стрелы размещались в обычном колчане общеазиатского типа на деревянной основе. Он назывался hаадаг. Как правило, его делали из бересты, а затем обрамляли кожей или прочной тканью яркого цвета, любовно украшая наружную часть бисером, кораллами, тиснением, металлическими пластинами. 

Колчан имел несколько отделений, границами которых были отрезки толстого, обтянутого красным сукном жгута. В этих секциях находилось до двадцати стрел разных типов и предназначения, лежащих наконечниками вниз, а оперением кверху. Таким образом сохранялись стабилизаторы и достигалась высокая скорость стрельбы, без чего невозможна успешная погоня за добычей и победа над врагом. Колчан у бурят помещался на правом бедре, для чего портупея перекидывалась через левое плечо. Так удобнее было брать из него стрелу правой рукой и поворачивать ее острым концом вперед.

Но, помимо такого походного колчана, использовались и особые стационарные стрелохранилища — хэhэнэг, являющиеся непременным элементом домашнего убранства в каждой юрте. 

Бессменный атрибут обрядовой бурятской утвари

-2

Невероятно интересна вся обрядовость бурят, но особенно та, которая близка большинству людей — брачная. В мировоззрении бурятского народа с древности побуждением к браку было осознание необходимости продолжения рода, понимание невозможности его прерывания, невероятное уважение к старшим и духам ушедших предков, огонь в очаге которых обязательно нужно сохранить.  

Еще в начале XIX века было принято снаряжать выходящую замуж бурятскую невесту луками и стрелами. Это — отражение традиций древней облавной охоты, где участвовали и девушки. И атрибутом свадебного ритуала и будущей семейной жизни считалось специальное стрелохранилище.

Стрелохранилище представляло собой футляр треугольной формы высотой больше метра, обтянутый телячьей или жеребячьей шкурой с остовом из деревянных перекладин. На лицевой стороне помещали вышивку, железные, покрытые серебром бляхи, мелкие раковины и, чуть ниже половины высоты, — ряд ременных кистей. По бокам прикреплялись 9 узких длинных сыромятных ремней, свисающих до пола. Узоры для украшения вырезались по выкройкам из материи (обычно черной) и пришивались тонким белым шнуром, свитым из белой овечьей шерсти и белого волоса.

Хранитель семейного благополучия

Приданое невесты в разные периоды времени включало тот или иной набор традиционных вещей. И именно такой хэhэнэг — часть приданого невесты, а в дальнейшем — непременная реликвия дома, его святыня и оберег. Стрелы олицетворяли жизненную силу будущих детей новобрачных, и чем полнее и красивее был хэhэнэг, тем больше могло родиться детей, тем выше их достаток.

По приезду невесты в дом жениха хэhэнэг вносили в юрту и ставили у изголовья будущего супружеского ложа. Народное бурятское жилище (юрта) — это не просто место проживания, а выражение полноценного представления бурятами образа Вселенной. В ней ничего не размещалось случайно, наоборот, внутреннее пространство разграничивалось в соответствии с вертикальной и горизонтальной структурой мироздания. Поэтому у супружеского ложа хэhэнэг стоял в течение всей супружеской жизни, как ритуальный предмет, символизирующий пожелание многочисленного потомства.

По брачным обычаям, предводитель свадебного поезда со стороны невесты первым входил в юрту жениха, внося туда стрелохранилище со стрелами. При этом родственники жениха задавали вопрос: «Что вы привезли?» В ответ они получали: «Полный стрел хэhэнэг привезли, полное душ вместилище привезли».

В более позднем варианте свадебного обряда хэhэнэг уже специально не делали, а перед свадьбой выясняли, есть ли в роду у жениха старый хэhэнэг. При наличии такового, со стороны невесты привозили только стрелу для стрелохранилища. Позже про хэhэнэг совсем забыли, а стрелу просто втыкали в столб юрты.

Укладывание в колыбель

С хэhэнэгом был связан один интересный обычай. При рождении ребенка устраивали семейный праздник, который назывался «Улгээдэ оруулха» (укладывание в колыбель). Специально для его проведения кололи тучного бычка или телку и варили мясо. В этот момент повивальная бабка держала в одной руке младенца, а в другой бедренную кость и спрашивала у детей, собравшихся на праздник: «Кого укладывать в колыбель: ребенка или кость?» Дети отвечали: «Ребенка, ребенка, ребенка!» Ребенка укладывали в колыбель, а мясо от бедренной кости делили между ребятами и повивальной бабушкой. Она начисто очищала кость и привязывала ее к одному из ремней хэhэнэга. Кость являлась оберегом от злых духов.