Найти тему
Автобрюзгач

Чем обычная АКПП отличается от вариатора и робота?

Оглавление
Источник: https://youtu.be/MpMsr1YK0Qc
Источник: https://youtu.be/MpMsr1YK0Qc

Под «обычной» АКПП, согласно устоявшейся среди автомобилистов терминологии, подразумевается автоматическая коробка с гидротрансформатором.

Гидротрансформатор, корпус которого закреплен на маховике, передаёт крутящий момент на трансмиссию за счёт кинетической энергии масла. Насосное колесо, приводимое в движение маховиком, направляет поток масла на турбинное колесо. Для того, чтобы преобразовать крутящий момент, между колёсами установлен реактор, имеющий такую форму лопаток, которая позволяет при необходимости «подталкивать» масло, движущееся к лопаткам турбинного колеса и увеличивать силу его воздействия на них.

Гидротрансформатор обычно сочетается с коробками передач с планетарными рядами шестерен, которые имеют такие преимущества в плане использования в автоматических трансмиссиях:

  • Не требуется синхронизация вращающихся шестерен;
  • Исполнительные механизмы для блокировки шестерен имеют малый рабочий ход, а, следовательно, и большее быстродействие при смене передач;
  • Отпадает необходимость в муфте сцепления.

Исполнительные механизмы приводятся в действие за счёт давления того же масла, которое смазывает шестерни и подшипники коробки.

Некоторые производители (Honda) выпускали автомобили с гидротрансформаторными АКПП, имеющими обычные ряды шестерен, но это скорее исключение, чем правило.

Для того, чтобы оценить различия между «традиционной» АКПП и другими автоматическими трансмиссиями, необходимо хотя бы схематично рассмотреть принцип их работы.

Роботизированная КПП

Конструктивно РКПП имеет сходство с обычной «механикой», в которой включение/выключение муфты сцепления и смена передач осуществляется не вручную водителем, а исполнительными механизмами.

Первоначально «роботы» обладали таким существенным недостатком, как длительный разрыв передачи крутящего момента при переходе со ступени на ступень.

Применение принципа упреждающего включения передач устранило этот недостаток, но конструкция КПП значительно усложнилась – потребовались два первичных вала, каждый соединённый со «своей» муфтой сцепления.

Вариатор

Этот тип трансмиссии отличается от двух предыдущих тем, что передаваемый ею крутящий момент изменяется плавно. Упрощённо вариатор можно представить как два шкива – ведущий и ведомый, соединённые клиновидным ремнём.

В период увеличения передаваемого момента «половинки» ведущего шкива отходят друг от друга, а ведомого – сдвигаются. В результате ремень на ведущем шкиве смещается к центру, на ведомом – от центра.

При торможении происходит обратный процесс, при равномерном движении размеры рабочих диаметров практически одинаковы.

Изменение величины момента происходит пропорционально изменению соотношения рабочих диаметров шкивов.

По сравнению с традиционной АКПП вариатор имеет больший КПД, но пока возможность его применения ограничена для авто с мощными моторами.

Если вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал. Каждый день мы публикуем новые интересные статьи.