Вы наверняка слышали такие утверждения, как “Он не справится с этим”, “Ничего не поделаешь”, "Она очень способная, у нее легко получается”.
А знаете, что такое эффект Пигмалиона?
- Это самоосуществляющееся пророчество.
Например, если мы начнем считать кого-то способным, мудрым, всезнающим и начнем относиться к нему таким образом, то этот человек действительно станет таким, потому что будет стремиться соответствовать нашему мнению о нем.
Это подтвердил эксперимент, который провел психолог из Гарварда Роберт Розенталь (ссылка на английском языке).
Этот психолог, сказал новым учителям, что у них будут учиться 5 очень талантливых учеников, которых ждут большие академические достижения.
Но на самом деле, он сказал не правду - это были обычные ученики, которые ничем не выделялись среди остальных.
Но, затем в конце учебного именно эти пять учеников показали самые высокие результаты теста на интеллект.
Кроме того, учителя в течение года наблюдавшие за детьми сказали, что именно эти 5 учеников стали более счастливыми, общительными, независимыми, любознательными и чувствительными, чем другие.
Другие тесты тоже подтвердили, что ученики, которые были представлены учителям как наиболее талантливые - на самом деле стали такими.
И это не преднамеренный поступок учителей.
Тогда как это произошло?
- Здесь сыграло главную роль - подсознание.
Потому, что “способный” ученик получает больше внимания от учителя. Учитель чаще отвечает на его вопросы.
Такому “способному” ученику больше прощают и больше доверяют.
Это привело к тому, что у этих детей появилось больше возможностей для экспериментов, для самостоятельных действий, им разрешалось совершать больше ошибок.
Они получали более сложные задания, которые приходилось решать самим. Некоторые из этих пяти студентов были вынуждены стать более самостоятельными.
И что получается?
- Самооценка такого “способного” ученика растет.
У него появляется больше мотивации стараться. С учителями у него у него более дружественные отношения.
Именно в такой обстановке ученик усваивает новые знания с таким эффектом, насколько он уверен в себе.
А уровень его уверенности в себе - зависит от учителей и родителей.
Поэтому решающим фактором в развитии ребенка является “начальное отношение”.
И затем, эти большие ожидания в отношении ребенка создают условия и пространство для достижения им лучших результатов.
Что такое эффект Голема?
- Это тоже что эффект Пигмалиона, только - негативный.
Это когда низкие ожидания от ребенка ведут к торможению его развития.
Детям, которых считают слабыми даются менее сложные задания, их поведение чаще подвергается критике, они менее интересны для учителя.
Что это значит?
- То как мы относимся к ребенку - влияет на его мнение о себе.
Если считать ребенка менее способным, то и он будет думать, что он слабее своих сверстников умственно и физически. И его результаты будут становиться все хуже и хуже.
Из этого вывод:
то, как мы относимся к ребенку и что от него ожидаем - напрямую влияет на количество его будущих успехов или неудач.
Ваш ребенок лежит на диване? С 3-х лет он уже должен помогать вам! - читайте здесь