Добрый вечер! Сегодня в #ipинтервью мы задали вопросы про интеллектуальную собственность неюристу и получилось очень… нетипично и весело.
Знакомьтесь, директор по развитию международной сети клиник эстетических инноваций Медиэстетик - Мчедлидзе Кахабер Георгиевич.
В ушедшем 2018 году исполнилось 10 лет Четвёртой части ГК РФ, регулирующей интеллектуальные права. Произошли ли какие-то кардинальные изменения в сфере защиты потребительских брендов за прошедшее десятилетие с Вашей точки зрения? Если да, то какие три кажутся Вам наиболее важными?
Понятия не имею. Кто вообще за этим следит, кроме юргиков ?
Что нового должно, по вашему мнению, произойти в следующие 10 лет в праве и практике интеллектуальной собственности?
Обязательно должна сократиться цена защиты своего бренда. Нельзя, чтобы грамотно защитить себя могли только гиганты. Ну и авторское право. Оно есть, но его нет. Особенно в АйТи секторе. Вот написали ребята крутую программу, получили регистрацию ЭВМ, а программа никак не защищена. В код никто не смотрит в роспатенте.
Правдиво ли утверждение, что защита интеллектуальной собственности в России в настоящее время не работает или работает недостаточно эффективно? Почему?
Ну да. Дорого, да и практики мало. Не все законы готовы к нынешним потребностям рынка. Следовательно, судебной практики нет. Вот обращаешься к классному юристу , а он руками разводит, говорит "тысяч 500 наверное обойдется", а ты понимаешь, что может и не обойдется.
Что Вам кажется наиболее трудным в сфере защиты брендов с точки зрения бизнеса Вашей компании?
Защититься от повторюшек-хрюшек. Не важно кто инициатор: бывший сотрудник, вдохновившийся культурой компании или конкруент, которому покоя не дает твой успех, либо просто обыватель, который ничего кроме твоего бренда не слышал - как грибочки прорастяют повторюшки. То цвет им понравится, то элемент знака, то название созвучное. А защита сложная. А должна быть простая.
Когда Вы впервые столкнулись со сферой защиты брендов, и как это было?
В 00х был Медиэстетик и был. И все было хорошо. А уже после 2010 появились МедЭстетик, МедЭстетикЦентр, МедЭст, МедиЭст, Мэстетик. Даже наш грузинский Меди и тот скопировали. И вот уже бренд начал терять свою уникальность среди массы. Потом появилась масса клиник, которые тоже начали инвестировать в дизайн, сервис, сайт и цвет. И вот уже с десяток конкурентов имеют аналогичное мобильное приложение, те же цвета, похожее наименование, те же образы. Апогеем стал тот момент, когда прямой конкурент - СПИК (или это была СПИКА?) начала воровать графический дизайн с наших рекламных баннеров. Поменяли только содержание текста, да цвет, а вся графика и расположение - один в один. И тут взбесился наш руководитель отдела маркетинга (в том время это был Мчедлидзе Кахабер Георгиевич, то бишь я) - выбил бюджет на ребрендинг. Выбил бюджет на защиту товарных знаков и познакомился с Claims через знакомых в EY. А потом добавили ещё знак. А потом ещё. И ещё. И так вошли во вкус.
Какие советы Вы можете дать начинающим юристам и маркетологам, связанным со сферой интеллектуальных прав?
Ребята, как маркетолог и менеджер говорю: Не заимствуйте идеи у соседей ) Разнообразие делает мир интереснее, а рынок насыщеннее. По принципу эквилибирума Джона Нэша - мы все выиграем, если будем разными. Ну а если вы бездарность из которой не лезет ни одна креативная идея ( то меняйте профессию), то заимствуйте, хотя бы , с другого континента! И тогда мы все вместе будем тратить меньше сил ( и денег) на защиту самих себя от самих себя.
Оправдывает ли себя вложение денег в защиту бренда? На чем можно сэкономить, а на чем нельзя?
Конечно! Добросовестной конкуренции не существует. Защита даёт вам зубы в борьбе с пиратами. А сэкономить можно на юристах =) Патентных доверенных, как по мне, давно пора заменять автоматическими системами приёма заявок =)
Назовите выдающихся специалистов в сфере брендов и/или интеллектуальных прав, у которых, по-вашему, нам стоит взять интервью.
Алиса Дрожжинова из компании ENDY - лучший бренд стратег Питера.
Приведите, пожалуйста, пример телеграм-каналов, блогов, групп или традиционных СМИ, которые Вы читаете:
Games of Brands конечно, больше ничего)
Больше интересных историй о товарных знаках и интеллектуальной собственности в нашем телеграм-канале и группе в Facebook.