- — Класа Олденбурга — одного из признанных классиков поп-арта — «позором семьи» называли собственные родственники.
- — Класа Олденбурга влекло новое искусство, которое у его близких вызывало лишь отторжение.
- — В 1961 году Олденбург открыл «Магазин» — студию, стилизованную под обычную лавку в Ист-Виллидже.
Сегодня, 28 января, свой 90-летний юбилей празднует живой классик поп-арта Клас Олденбург. На протяжении десятилетий он создавал гигантские причудливые скульптуры — памятники обыденным вещам. Его рожок с мороженым висел вверх ногами, а тюбик с зубной пастой опирался на выдавленное содержимое. Рассказываем, как Олденбург смешал искусство с «повседневной чепухой» и как сбылось предсказание гадалки.
— Класа Олденбурга — одного из признанных классиков поп-арта — «позором семьи» называли собственные родственники.
Будущий художник и скульптор был сыном шведского дипломата и оперной певицы. В 1936 году, когда мальчику было семь лет, он с родителями переехал в США, а в 1953-м стал гражданином Америки. Благодаря положению отца, Клас Олденбург получил отличное образование. Он изучал литературу и историю искусств в Йельском университете, а после продолжил обучение в Институте искусств в Чикаго. Параллельно он работал репортером в газете. Но не это поприще привлекало Олденбурга.
— Класа Олденбурга влекло новое искусство, которое у его близких вызывало лишь отторжение.
В начале 1960-х художник обнародовал манифест, в котором заявил, что «искусство не должно просиживать задницу».
«Я за искусство, которое смешано с повседневной чепухой и все же поднимается наверх»
«На моем искусстве можно сидеть!»
«Я за искусство, которое можно снять и надеть, как штаны… Съесть, как пирог, или же выбросить, как мусор»
Культуролог Герберт Маркузе как-то отметил, что если хоть один из фантазийных монументов Олденбурга будет возведен, то станет «бескровным средством совершения переворота» и признаком того, что «общество пришло в упадок». Несмотря на подобное заявление, работы Олденбурга стали появляться в городах по всему миру.
— В 1961 году Олденбург открыл «Магазин» — студию, стилизованную под обычную лавку в Ист-Виллидже.
Чтобы все было «взаправду», художник вносил ежемесячную аренду в $60 и оплачивал счета за отопление и воду. Лавку-мастерскую Олденбург заполнил копиями товаров массового потребления — гигантскими тортами, кусками пиццы, огрызками яблок, кедами и костюмами, гладильными досками и недокуренными бычками.
Они были выполнены из полиэтилена, пенопласта, картона, искусственного меха и даже уличного мусора. Вскоре «Магазин» стал неприлично популярен, а самого Олденбурга «записали» в художников поп-арта. Объекты художника были выражением того удивления, которое у него вызывала энергия нью-йоркцев без устали потреблять все то, что предлагает им растущий рынок товаров.
— Класу Олденбургу приписывают изобретение так называемых мягких скульптур.
Правда, это оспаривала Яёи Кусама. Японская художница утверждала, что мягкие скульптуры придумала она. И даже рассказывала, что жена Олденбурга Патриция Муасински просила у нее прощения за них. Один из самых известных «мягких» арт-объектов Олденбурга — унитаз. Он был выполнен в натуральную величину. А мягкость работы символизировала противоположность «жесткой» материальности общества потребления.
— Сам Клас Олденбург однажды заявил, что его искусство будет «политически-эротически-мистическим».
Но, как позднее отмечали критики, политики в работах художника было примерно столько же, как к хот-доге, а мистицизма не больше, чем в пылесосе. Что касается эротизма, то почти во всех работах Олденбурга отсутствовало человеческое начало.
— Клас Олденбург выступал с разными хэппенингами.
Так, в 1967 году он провел акцию под названием Placid Civil Monument. В Центральном парке Нью-Йорка под руководством художника могильщики вырыли яму, после чего закапали ее обратно. Так Олденбург выразил свой протест против войны во Вьетнаме.
— Искусство Класа Олденбурга было демократичным.
В 1970-х он начал работать над скульптурами для открытых пространств. Художник хотел создать памятники общества потребления, памятники повседневности. Были у него и утопические идеи. Например, статую Свободы заменить монструозным вентилятором, а монумент Вашингтона — гигантскими ножницами. Но первым реально установленным монументом стала «Губная помада, возносящаяся на тракторных гусеницах». Высота скульптуры составляла 4 метра, а верхняя часть была надувной. Объект был задуман как трибуна, с которой каждый желающий мог выступить на митинге.
— Клас Олденбург всю жизнь работает с гигантскими объектами и создает памятники обыденным вещам.
Здесь можно проследить заимствование идей из рекламы, когда вывески оформлялись при помощи увеличенных товаров. Так, в 1950-х годах одна из американских пончиковых сетей так продвигала свои заведения. Олденбург же превратил свои объекты в архитектуру.
— Сохранилась история, как в начале 1960-х Олденбург решил посетить нью-йоркскую ясновидящую, в то время модную в арт-кругах.
Художнику она поведала, что не знает, что он будет делать, но это что-то «будет мягким». А затем добавила, что видит, что частица его будет в каждом большом городе мира. Как показало будущее, все предсказания ясновидящей сбылись.
Подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!
Хотите научиться понимать современное искусство? Покупайте нашу книгу, которая написана простым языком со множеством интересных примеров — «Современное искусство и как перестать его бояться» — на Читай-городе, Лабиринте или Озоне.