Найти тему
FederalCity

Юбилей снятия блокады Ленинграда вызвал скандалы и прорывы в отечественном кинематографе

Кадр из фильма "Коридор бессмертия"
Кадр из фильма "Коридор бессмертия"

В Петербурге в присутствии Президента Путина прошли торжества, посвященные 75-летию полного снятия блокады Ленинграда. Среди прочих акций к этой дате вышло и несколько фильмов о ленинградской трагедии.

Как сообщало ИА FederalCity, празднование вызвало несколько скандалов. В частности, случился протест небольшой группы оппозиционеров против парада на Дворцовой площади, а в зарубежной прессе вышел ряд статей, в которых российские власти обвинялись, что используют юбилей в целях пропаганды.

Одним из скандалов стал выход фильма Алексея Красовского «Праздник», обозначенного как «блокадная комедия». Режиссер попытался создать сатиру о том, что в блокадном городе находились люди, в силу своего положения почти не затронутые голодом. По мнению многих критиков, вышло это плохо – в чисто художественном отношении, даже если не брать вопросы этики. Однако картина получила некоторую известность по причине сопутствующего ей широкого возмущения и обвинений режиссера в кощунстве.

Кадр из фильма "Праздник"
Кадр из фильма "Праздник"

Прокатного удостоверения «Праздник» не получил, и Красовский вообще отказался от такой возможности. При этом он попытался организовать показ фильма в петербургском арт-пространстве «Freedom», однако тот был сорван патриотической общественностью. Тогда ленту вывесили на YouTube. Теперь режиссер пытается собрать под нее деньги от жертвователей – обычная блогерская практика на этом ресурсе.

Счастливее судьба сложилась у ленты «Спасти Ленинград» режиссера Алексея Козлова. Она рассказывает о малоизвестном эпизоде блокады – гибели 17 сентября 1941 года в результате налета немецких самолетов баржи, вывозившей из осажденного города по Ладоге мирных жителей и курсантов военных училищ. Премьера этого фильма состоялась накануне юбилейных торжеств.

Несмотря на некоторый «голливудский» налет и местами несоответствие историческим фактам, что было отмечено критиками, в целом фильм был воспринят доброжелательно.

- В «Спасти Ленинград» ощутимо влияние и «Титаника», и «Спасти рядового Райана», а более всего — «Дюнкерка» Кристофера Нолана. И самое поразительное то, что Козлову удалось в некотором смысле превзойти одного из ведущих гениев современного кинематографа (превзойти, разумеется, использовав его наработки), - считает публицист Егор Холмогоров.
Кадр из фильма "Спасти Ленинград"
Кадр из фильма "Спасти Ленинград"

Однако, пожалуй, главным кинособытием юбилея снятия блокады стал долгожданный фильм режиссера Федора Попова режиссера «Коридор бессмертия». Он снимался пять лет, а его предпремьерный показ состоялся 26 января в петербургском кинотеатре «Родина».

Фильм рассказывает о засекреченной в советское время «Дороге победы», по значимости не уступающей знаменитой «Дороге жизни». Это 30-километровая железнодорожная ветка вдоль Ладожского озера между Шлиссельбургом и Полянами, возведенная после прорыва блокады в 1943 году за 17 дней под непрерывным огнем врага. Железнодорожники, обслуживавшие ходившие по этой ветке поезда, называли ее «Коридором смерти» - столько там погибло их коллег.

Эту тему первым поднял в прессе петербургский писатель Дмитрий Каралис, который стал соавтором сценария фильма. Его отец работал на «Дороге смерти» начальником поезда.

- Фильм рассказывает о событиях 75-летней давности, - сказал Дмитрий Каралис в беседе с ИА FederalCity. – Долго, очень долго доходят добрые дела предков до потомков. Это ложь и наветы скачут семимильными шагами. Я иногда думаю: ни расскажи мне в детстве отец о каком-то «Коридоре смерти», ни начни я в зрелом возрасте интересоваться историей семьи, ни напиши я несколько статей о малоизвестной странице ленинградской блокады, ни сними в 2006 году документальный фильм об этой железнодорожной ветке, ни прочитай режиссер Федор Попов мою статью о девчонках-железнодорожницах, ни подхвати «Литературная газета» и «Невское время» эту тему... И что, не было бы фильма? Может быть и так. Но вот, встретились неравнодушные потомки, и тема вышла на экран. Мы отдали долг памяти нашим отцам, дедам-прадедам! А сколько еще таких тем в нашей истории!

Трагическая и вместе с тем жизнеутверждающая история не оставила равнодушной зрителей, среди которых были блокадники и работники Октябрьской железной дороги. Многие после сеанса не скрывали слез.

Покойный писатель Даниил Гранин, исторический консультант фильма «Коридор бессмертия» (в центре) и Дмитрий Каралис (на заднем плане) в окружении участников съемочной группы фильма. Фото из архива Д. Каралиса
Покойный писатель Даниил Гранин, исторический консультант фильма «Коридор бессмертия» (в центре) и Дмитрий Каралис (на заднем плане) в окружении участников съемочной группы фильма. Фото из архива Д. Каралиса
-  Этот фильм – словно окно в прошлое, - сказал ИА FederalCity писатель Павел Ганипровский. – Некая «капсула времени», показывающая лишь один эпизод великой трагедии и великой победы выстоявшего города. Фильм начинается с момента прорыва блокады и начала строительства дороги, и заканчивается захватывающей историей эвакуации из Ленинграда циклотрона и ученых-ядерщиков. Но для зрителей события фильма экстраполируются в обе стороны. Мы понимаем, что пережили герои фильма к его началу и знаем, как был использован циклотрон после войны. То есть, история конкретной поездной бригады вплетается во всю героическую и трагическую историю XX века. И так, на частном, казалось бы, факте, авторам фильма удалось создать масштабное историческое полотно.

А завтра, 29 января, в Президентской библиотеке в Петербурге состоится показ другого фильма Дмитрия Каралиса – «Блокадная кровь». ИА FederalCity уже рассказывало об этой документальной ленте, посвященной работе донорской службы в осажденном Ленинграде.

Пожалуйста, не забывайте подписываться на канал FederalCity и ставить лайки. Ваши оценки, очень важны для нас, именно Вы помогаете развитию канала.