Отличная книга, которая поможет лучше разбираться в человеческих взаимоотношениях. Часто мы даже не осознаем, что являемся участниками психологической игры, поэтому важно понимать, в какие игры играют люди и в какой роли мы выступаем. Предупреждаю сразу, книга читается не так просто, но она точно стоит прочтения.
Ключевые идеи 📖
Всем нам присущи различные состояния Я:
1️⃣ Я - Родитель (Ваше сознание сейчас в таком же состоянии, в каком бывал один из ваших родителей (или тот, кто его заменял) и вы реагируете так же, как он, то есть с той же позой, жестами, словарём, чувствами).
2️⃣ Взрослый. Вы дали независимую объективную оценку ситуации и сообщаете своё заключение или предлагаете решение проблемы независимо от предубеждений.
3️⃣ Ребёнок. Вы реагируете так же и с такой же целью, как сделали бы в детстве.
Каждый человек с разной степенью готовности может перейти от одного состояния к другому.
⚫️ Трансакция - единица социального действия.
⚫️ Процедура - это серия простых дополняющих взрослых трансакций, направленных на изменение действительности (пилотирование самолета, удаление аппендикса).
⚫️ Ритуал - повторяющая серия простых дополняющих трансакций, заданных внешними социальными условиями (например, приветствие или прощание).
⚫️ Развлечение - серия полуритуальных простых дополнявших трансакций, сгруппированных вокруг единой темы, целью которых является упорядочивание промежутка времени
🔴Игра - серия ходов, содержащих скрытую информацию или подвох. Игры четко отличаются от процедур/ритуалов и развлечения 2-ми признаками: скрытыми мотивами и наличием выигрыша.
⚫️Операция - простая трансакция или набор трансляций, предпринятых с определённой, заранее сформулированной целью.
❗️Если кто-то откровенно просит утешения и получает его - это операция. Но если после получение утешения оборачивает это против дающего - это игра.
Классификация игр (неполная):
1️⃣ Количество игроков: игры на двоих (“Фригидная женщина”, на троих (“Ну-ка, подеритесь!”), на пятерых (“Алкоголик”) и на многих (“Почему бы тебе не…” - “Да, но”).
2️⃣ Используемый материал: слова (“Психиатрия”), деньги (“Должник”), части тела (“Мне нужна операция”).
3️⃣ Клинические типы: истерический (“Насилуют!”), с синдромом навязчивости (“Растяпа”), параноидальный (“Почему со мной всегда так?”), депрессивный (“Я опять за старое”).
Один из примеров игры “Да, но”
▶️ Начало игры - мы рассказываем другу о проблеме. Пытаясь помочь, он высказывает свои предположения о том, что нужно делать для ее решения. Каждая порция советов идет вслед за вашими словами: «Да, но…»:
👱🏻♂️Я наконец хочу начать заниматься спортом.
👩🏻 Да, ты прав, тебе нужно начать ходить в тренажерный зал.
👱🏻♂️ Да, но мне не нравится, когда на меня все смотрят.
👩🏻 Тогда ты можешь начать заниматься спортом.
👱🏻♂️ Да, но у меня нет ни тренажеров, ни тренера, который бы подсказывал, что я делаю правильно и неправильно. Боюсь навредить.
👩🏻 Я подскажу тебе отличную программу, где не нужен ни тренер ни специальное оборудование.
👱🏻♂️ Да, но у меня нет времени на все это.
Не имеет значения, что советует друг, вы лишь хотели пожаловаться, а не принять решение, что сделать подобным образом невозможно.
Почему это игра? Потому что вы чувствуете, что выигрываете, когда говорите «да, но…». Психологический результат игры состоит в том, что вы говорите самому себе «Вот видишь? Я перепробовал все варианты, даже совета спросил — все насмарку!».
В моем блоге в Instagram вы найдете много обзоров книг и лайфхаков по саморазвитию.